|
Анна Шелепова из Москвы
С первого июля 2010 года в Казахстане вводится льготный режим растаможки при ввозе автомобилей. Льготы будут действовать до 1 июня 2011 года. Однако больше одной иномарки в одни руки со скидкой ввезти не получится. Те же казахстанцы, которые успели приобрести автомобили по задранным до российского уровня таможенным пошлинам, на компенсацию могут не рассчитывать. Этот вопрос даже не рассматривался, пояснили корреспонденту “НП” в Министерстве экономического развития и торговли Казахстана
О том, что в Казахстане собираются временно отменить новые таможенные пошлины на импортируемые автомобили, корреспонденту “НП” стало известно еще на прошлой неделе. Однако комментировать информацию ни в Казахстане, ни в России не решилось ни одно ведомство. В пресс-службах комиссии по ТС, алматинской таможни, Минфина Казахстана нам говорили примерно одно и то же: информация исключительно уровня премьеров, а потому они сами должны ее прокомментировать. И вот случилось. К прессе с заявлением вышел казахстанский вице-премьер Умирзак Шукеев. По данным, озвученным им на круглом столе в Астане, единая таможенная территория будет создана через месяц пока между Казахстаном и Россией.
- Предполагается, что Беларусь присоединится к Таможенному союзу по мере своей готовности. В течение последних двух недель практически по всем разногласиям между Казахстаном и Россией были найдены компромиссы, - сказал вице-премьер.
Отныне решения комиссии Таможенного союза, например, по изменению Таможенного кодекса, таможенных процедур, взимания косвенных налогов и так далее, будут приниматься только консенсусом. До этого консенсусное принятие решений применялось только на уровне высшего органа Таможенного союза - Межгосударственного совета. Создание единой таможенной территории на две страны потребовало за короткий срок пересмотра нормативов распределения ввозных таможенных пошлин.
Для Казахстана важным вопросом являются таможенные пошлины при ввозе легковых автомобилей нашими гражданами. До настоящего момента при ввозе автомобилей из третьих стран пошлины уплачивались в общем порядке по Единому таможенному тарифу. В результате переговоров стороны договорились о том, что при ввозе легковых автомобилей будет действовать льготный режим, аналогичный действующему в Белоруссии.
Как нам сообщили в пресс-службе МЭРТ, режим предполагает плавающие ставки в зависимости от объема двигателя и года выпуска и устанавливает наиболее льготные ставки для автомобилей возрастом от 3 до 10 лет. При этом данные ставки включают в себя как импортную таможенную пошлину, так и налоги на импортируемый товар (НДС и акциз).
Привели примеры. Если бы ввозилась новая Toyota Corolla с объемом двигателя 1600 кубических сантиметров и стоимостью 9,6 тысячи евро, то по итогам уплаты пошлины по Единому таможенному тарифу и налогов ее окончательная стоимость составила бы 12,9 тысячи евро. В случае же принятия нового льготного режима стоимость автомобиля составит 10,8 тысячи евро.
Аналогичная ситуация при ввозе новой Toyota RAV 4 стоимостью 14,9 тысячи евро, таможенная очистка которой по итогам уплаты пошлины по ЕТТ и налогов составляет 19,9 тысячи. Благодаря же введению льготного режима стоимость составит 16,3 тысячи евро.
Более значительная разница наблюдается по автомобилям со сроком эксплуатации от 3 до 10 лет, в частности, стоимость TOYOTA Camry 2005 года при уплате ЕТТ составит 16,1 тысячи евро, а при уплате в рамках льготного режима - 8,5 тысячи евро.
При этом, как пояснили в пресс-службе МЭРТ, автомобили нельзя будет перепродавать на территории России, так как для граждан России по-прежнему будут действовать более высокие ставки. Кроме того, при ввозе одним физическим лицом двух и более автомобилей в течение календарного года ставки пошлин будут выше. Необходимое постановление правительства разработано Министерством экономического развития и торговли страны. В ближайшие дни планируется его подписание.
Как пояснили “НП” в департаменте таможенного комитета по городу Алматы, таможенники - лишь исполнители, и на данный момент инструкций по новым правилам им не спускали.
Что же творится на рынке вторичных автомобилей в Алматы? Рынок в буквальном смысле лихорадит. Продавцы, которые приобрели бывшие в употреблении автомобили в США и растаможили их в январе - мае т.г. уже по новым ставкам, вынуждены продавать эти машины с разницей между старыми и новыми пошлинами, теряя на каждой 3-5 тысяч долларов. Однако в то же время с появлением свежей информации на так называемых “серых дилеров” посыпались заказы. Но и американцы оказались не простаками. В США тут же задрали цены на подержанные иномарки в среднем на 2-3 тысячи долларов.
Комментирует член ОО “Форум адвокатов”, партнер адвокатской конторы “БЭСТ” Денис Лемешенко: “Что касается компенсации за приобретенные автомобили, могу пояснить, что машины приобретались не у государства, поэтому владельцы автомашин не являются потребителями по отношению к государству. Государство только лишь определяло порядок перемещения машин через свою таможенную границу, поэтому и не должно компенсировать разницу в таможенных ставках”.
Мы попытались разобраться в причинах, почему же государство пошло на этот шаг. В пресс-службе МЭРТ нам пояснили, что власть повернулась к народу, поскольку введение новых тарифов оказалось слишком болезненным для большинства казахстанцев. Но почему же в таком случае государство не позаботилось об этом изначально, не просчитало свои ходы и возможные последствия, когда вводило новые таможенные пошлины? А решило пойти на диалог только теперь, заметно потрепав народные нервы?
Быть может, для того чтобы в стране принимались адекватные законы и о них своевременно предупреждали, в парламент надо выбирать грамотных, профессиональных юристов и экономистов?! В Казахстане уже была аналогичная ситуация, когда вводился запрет на ввоз в страну машин с правым рулем. Сколько казахстанцев погорело на этом? А компенсация не была предусмотрена ни тогда, ни теперь. В законодательстве такие ситуации называются предпринимательским риском. Пусть так. Но на наш взгляд, государство таким образом роняет свой авторитет в глазах граждан, и все инициативы в рамках ТС, мягко говоря, воспринимаются настороженно.
Дело, видимо, еще и в том, что все эти инициативы придумывают политики, они не идут, так сказать, снизу, из народа и бизнеса. И получается, что, хотя, казалось бы, власть действует в интересах бизнеса и соотечественников в целом, получается все с точностью до наоборот. Нет диалога между бизнесом и властью, что приводит к подобным конфузам. |