|
Фарида Галиева из Алматы
Афганистан не является соседом Казахстана в строгом, буквальном смысле. У нас нет общих границ. И однако все дороги в Астану ведут через Кабул - по крайней мере, в этом году. Такой вот географический парадокс.
Речь о том, что исторический (после 10-летнего перерыва) саммит ОБСЕ, который желала бы провести Астана в конце нынешнего года, может состояться лишь при одном условии: если для него будет найдена достойная повестка. Главным кандидатом на которую сегодня является именно Афганистан. Во-первых, как ключевая (с точки зрения глобальной безопасности) страна на планете. А во-вторых, учитывая то обстоятельство, что действующий председатель ОБСЕ - из того же региона Центральной Азии.
Наступил момент, когда Казахстан, сделавший акцент в своем председательстве на миротворческой деятельности, должен пожать на этом поприще ожидаемый геополитический урожай и принять самое деятельное участие в выработке нового формата евразийской (а не только европейской) безопасности. Вот за этим урожаем и отправится в Афганистан в понедельник 17 мая делегация казахстанских дипломатов
Главная цель, повторимся, всей этой ОБСЕшной кампании Казахстана - саммит. Потому что это - беспрецедентное для нашей страны международное признание, без каких-либо скидок и натяжек. Есть, короче, для чего попотеть.
И первая часть необходимой работы уже выполнена. Изрядно поколесив по миру, действующий председатель ОБСЕ - шеф МИДа Республики Казахстан Канат Саудабаев успел заручиться поддержкой идеи саммита у большинства стран организации: как западных - Франции, Италии, Испании, так и восточных, дружественных - России и иже с ней. Наиболее трудной представлялась его февральская миссия в США: на встрече в Вашингтоне и заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке. Но и предварительное согласие Соединенных Штатов также было получено.
Теперь осталось лишь определиться с тем, о чем пойдет разговор. И соблазнить интересной темой упомянутое высокое собрание.
Впрочем, сомнений в том, что “вишенкой на торте” будет именно Афганистан, не возникало с самого начала. Вопрос лишь в том, каковы будут границы участия Казахстана в решении, назовем ее так, афганской проблемы. И контуры этих границ будут очерчены именно в ходе визита в Кабул на следующей неделе. И, возможно, откорректированы в следующем месяце - на неформальной июньской встрече в Алматы министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ.
Хотя, в сущности, невыясненным до конца остается лишь один момент - пошлет ли все-таки Казахстан своих миротворцев - так называемую Казбригаду (преемницу Казбата в Ираке) - для соединения с воинским контингентом НАТО в Афганистане? Или воздержится?
Все остальное, в принципе, вопросов не вызывает. Еще на презентации Казахстана в Вене (как действующего председателя в 2010 году) Канат Саудабаев сообщил, что в развитие программы многолетней гуманитарной помощи Афганистану с этого года Казахстан, по соглашению с афганским правительством, реализует специальную программу обучения тысячи афганцев в казахстанских университетах по гражданским специальностям.
На эти цели Астана, несмотря на последствия глобального финансового кризиса, выделяет 50 миллионов долларов. Наряду с этим Казахстан намерен спонсировать проекты по укреплению границ Афганистана по периметру центральноазиатских стран, развитию трансграничного сотрудничества, усилению правоохранительной деятельности.
Едва ли в ходе визита по этим вопросам могут возникнуть какие-то осложнения.
|
Как практически решен и другой важный момент. Если прежде наша страна предоставляла право провоза через свою территорию лишь грузов невоенного назначения по воздуху, то отныне дан свет и транзиту воинского контингента и армейских грузов НАТО.
А вот вопрос с Казбригадой по-прежнему висит в воздухе. Почему? Ведь еще год назад перспектива отправления ее в Афганистан рассматривалась как весьма вероятная и самая ближайшая, о чем, в частности, заявлял специальный представитель Генсека НАТО по Кавказу и Центральной Азии Роберт Симмонс-младший.
Тогда, в апреле прошлого года, он говорил об этом в штаб-квартире организации в Брюсселе. В апреле нынешнем он был в Алматы, но на этот раз никаких официальных заявлений делать не стал. Не потому ли, что такое развитие событий теперь не рассматривается?
Возможно, конечно, и так. Ведь уже в следующем году НАТО из Афганистана собирается уйти. И тогда какой, казалось бы, смысл тасовать туда-обратно казахстанский контингент?
И однако смысл, думается, есть. Полагаем, вопрос не был бы снят с повестки дня, даже если бы войну (пардон, миротворческую операцию) планировали завершить не в конце 2011-го, а в конце 2010 года... Понятно, что никакой военной логики в этом нет и быть не может, зато есть логика политическая. Участие казахстанского подразделения в любой операции, которая проходит под эгидой НАТО, - явление знаковое, а упомянутым блоком и вовсе может рассматриваться как дипломатическая победа.
Ведь, напомним, Казахстан - участник небезызвестной стратегической инициативы альянса, носящей несколько пацифистское название “Партнерство во имя мира”. На самом деле никаким пацифизмом здесь, конечно, и не пахнет: партнерами в НАТО политкорректно называют государства, которые пока по разным причинам не входят в альянс, но, скажем так, не исключаются Брюсселем в качестве будущих кандидатов. И с которыми осуществляется сотрудничество: с кем больше, с кем меньше; Казахстан же в НАТО считают партнером одним из самых перспективных.
Этому совсем не мешает и то обстоятельство, что наша страна, как и некоторые другие государства СНГ, является действующим членом ОДКБ - военно-политического блока, стержнем которого выступает Россия. И по этой причине для потенциального вступления в НАТО они как будто не годятся. Однако это лишь геополитическая иллюзия. Достаточно вспомнить, что за последние два десятка лет Североатлантический альянс пополнился 12 новыми членами, и все они, за исключением Албании, совсем недавно так или иначе состояли в Варшавском договоре...
Конечно, все это настолько отдаленная перспектива, что о ней не стоит и говорить... И уж, во всяком случае, посылать Казбригаду в Афган или нет - это не вопрос окончательного выбора: с кем мы - с НАТО и ОДКБ? По крайней мере, с нашей точки зрения, Казахстан просто ведет тактическую игру, желая добиться каких-то преференций - провести, например, саммит.
Правда, наши партнеры по НАТО могут смотреть на это иначе. Думаем, не вызовет споров мнение, что нынешний Североатлантический альянс уже давно не соответствует своему названию и антисоветской миссии - он превратился в глобальную организацию и служит благородному делу защиты “золотого миллиарда”, то есть безопасной и комфортной жизни благополучного населения Европы и англосаксонского Нового Света, от разного рода гуннов третьего тысячелетия. И миссия эта неизбежно будет заставлять НАТО - эту гвардию атлантической цивилизации - все более и более расширяться. А поскольку сейчас главные “гунны” на планете тусуются в пустынях Регистана и горах Гиндукуша (по соседству с которыми посчастливилось расположиться и Казахстану), то на пути к ним и на определенном этапе нашей стране обязательно кое-что предложат и кое-что у нее попросят.
Собственно, уже предложили. |