Юлиана Жихорь из Астаны
В начале этой недели Астану взбудоражила новая волна слухов - в ближайшее время страна обретет новое правительство
По столице пронеслась новость - всем политическим служащим (кабинет министров, включая вице-министров) и законодательному органу временно отменили любые дальние поездки. В качестве примера приводился спикер сената Касым-Жомарт Токаев, который должен был вылететь в командировку в Бразилию по ранее достигнутой договоренности с президентом Казахстана. Однако якобы президент и попросил его “сдвинуть” визит.
Глава МЧС не смог попасть в ВКО, министр сельского хозяйства - в соседний Кыргызстан на переговоры о поставках туда гуманитарного зерна. Мажилисмены планировали разъехаться по регионам поздравлять ветеранов (они должны были отсутствовать как минимум до 9 мая). Однако и их поездка тоже отменилась. В таком эмбарго не было бы смысла, если бы речь шла лишь о незначительных перестановках в Кабмине. Но парламент нужен для одобрения кандидатуры премьер-министра, предложенной президентом страны, лидером правящей партии.
Естественно, что на вопрос: “А почему не поехали?” чиновники всех уровней находят вполне обоснованные ответы, мол: “и тут работы много, позже поедем”. Однако всеобщий “запрет на передвижение” весьма и весьма подозрителен.
Тем более что мартовские ротации в правительстве, сделанные президентом страны, обещали стать первой ласточкой грядущих больших перемен. “Перекройка” функциональных обязанностей ряда министерств и ведомств, постановка перед ними новых задач, смена руководства позволяли предположить, что эти изменения не последние. Правда, большинство наблюдателей в тот момент придерживались точки зрения, что до общей смены правительства, а значит, как показывает практика, и новых ориентиров в экономике страны как минимум полгода.
А тут еще и президент перед вылетом в Корею пообещал собрать на большую пресс-конференцию журналистов со всего Казахстана (что не так часто бывает в истории страны). Уж не для того ли, чтобы в том числе и объяснить почему меняется правительство?
Останется
в нашей памяти...
О том, что Карим Масимов пришел “не всерьез и не надолго” аналитики начали говорить почти сразу же после его назначения в январе 2007 года. Это наверное самое “часто отправляемое в отставку” правительство в истории нашей страны. Однако именно на его команду возлагали большие надежды по повороту Казахстана на конкурентоспособные рельсы. Что, собственно, и было сделано им вскоре после прихода на кресло ПМ: программа 30 корпоративных лидеров, новые планы по индустриализации и т.п. Сам же перед собой он ставил задачи по коренной реорганизации административной системы страны.
Но уже во второй половине 2007 года стало понятно, что Карим Масимов с кабинетом задержится на своем посту как минимум на пару лет - разразившийся кризис явно не способствовал “менять коней на переправе”, требовались оперативность и осведомленность. И, надо отдать должное, сработало правительство оперативно - нашли деньги, “провели” обновленный бюджет через однопартийный парламент, оперативно распределили эти деньги среди БВУ. Эти последние особенно должны были сказать ему спасибо, ведь именно благодаря госпомощи они остались на плаву.
А вот освоение изъятых в прошлом году из Национального фонда 10 миллиардов долларов вызывает много вопросов. Например, по “Дорожной карте”, куда кинули больше 100 миллионов долларов. Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета неоднократно отмечал многочисленные нарушения в ходе реализации программы, заявляя о нецелевых тратах.
В кулуарах же говорили о том, что основная масса нарушений “вылезет на свет” весной-летом 2010 года. Первыми на поверхность “вылезли” дороги, отремонтированные в прошлом году и уже подлежащие ремонту.
Однако Карим Масимов запомнится казахстанцам не только как “борец с кризисом и глава правительства, впервые “распечатавшего” Нацфонд”, но и как “продвинутый юзер”. С его легкой руки все крупные чиновники обзавелись собственными блогами в Интернете. Правда, эти “живые” дневники больше похожи на официальную переписку граждан с госорганами, но тем не менее у казахстанцев появилась возможность пообщаться с министрами и акимами в Сети.
Однажды сам Масимов сообщил, что является обладателем блога в LiveJournal и активно его заполняет. (Правда, у казахстанцев, к сожалению, отсутствует возможность это проверить. Потому как именно правительство Масимова ввело жесткие ограничения казахстанского интернет-пространства.)
Кто дальше?
Как обычно, новый претендент на премьерское кресло - тайна за семью печатями. В Астане шутят, что президент слушает слухи и делает наперекор им.
На протяжении последнего года традиционным является прогноз, что новым премьер-министром станет первый вице Умирзак Шукеев. Периодически в списках кандидатов фигурирует и аким Астаны. Якобы тот факт, что “равнодушное” отношение акима к премьеру во время недавней посадки деревьев (аким буквально игнорировал Масимова, они даже деревья, вопреки традициям, сажали порознь друг от друга), говорит о грядущем “повышении” Тасмагамбетова. Однако наиболее вероятная версия - переезд Аслана Мусина из кабинета главы президентской администрации в премьерский.
Что касается дальнейшей судьбы Карима Масимова, то здесь тоже есть несколько версий. Поговаривают, что он может стать новым акимом южной столицы, нынешний же мэр Алматы Ахметжан Есимов может вернуться обратно в Министерство сельского хозяйства. |