|
Андрей Губенко из Алматы
Политический детектив со спасением Курманбека Бакиева от охваченного революционным либидо Кыргызстана, откровенно говоря, оказался самым интересным сюжетным поворотом во всей этой их очередной революции. Спустя годы какой-нибудь новый Юлиан Семенов, будьте уверены, еще напишет об этом увлекательный телесценарий с запутанной и в то же время стройной интригой, где каждой стороне, участвовавшей в сей десантной операции - США, России, Казахстану, Беларуси, будет определена своя строгая роль и не менее убедительные мотивы. Ну а пока она еще не стала историей (и не исключено, свои роли пока не до конца осознали и сами участники событий), мы на правах современников и соседей также попытаемся проанализировать это
И для начала, к большому сожалению разного рода спич-райтеров, облекающих в публичные формы высочайшее таинственное “тсс!”, придется расстаться с международной официальной версией: Бакиева, мол, вывезли, чтоб не спровоцировать гражданскую войну. Она, если что, уже идет. Или, быть может, кто-то полагает, что без миллионных жертв - это и не война вовсе?!
Но тогда зачем и кому это нужно - чтоб опальный президент Кыргызстана Курманбек Бакиев оставался бы в целости и сохранности, и не просто как физическое лицо, но именно как не до конца утративший легитимность президент, со всеми вытекающими отсюда и юридическими, и финансовыми последствиями. Уточним, что этот вопрос мы сейчас задаем не с гуманистической точки зрения (так сказать, общечеловеческих ценностей, согласно которым ни один вменяемый человек не может желать линчевания и прочего кровавого насилия), а с политической, прагматической, утилитарной. Итак, кому выгодно?
Так вот, живой, невредимый и со всеми его миллионами долларов (по информации вице-премьера временного кыргызского правительства Азимбека Бекназарова, бывший президент вывез из страны, через подконтрольный его семье “Ауб-банк” 200 миллионов долларов - и цифра эта, наверняка, не окончательная) Бакиев нужен, в первую очередь, России и США, от которых Кыргызстан в свое время эти деньги и получил. Впрочем, как раз в том и вопрос: кому из этих великих держав он должен в первую, а кому - во вторую очередь?
Напомним: Москва дала деньги Бишкеку в обмен на закрытие американской военной базы в столичном аэропорту “Манас”, а Вашингтон - как раз наоборот, чтобы фактически база продолжала функционировать, хоть и под другой вывеской. Курманбек Бакиев, как все помнят, взял деньги и у тех, и у других, в результате чего, как многие полагают, и лишился теперь власти. В связи с чем, повторимся, и возникла ситуация, почти как в криминальных боевиках: мертвый должник, естественно, никому не нужен, и главный вопрос, который предстоит выяснить кредиторам, заключается в том, кому он должен первым?
Мы, конечно, утрируем. На самом деле и Москва, и Вашингтон очень заинтересованы в том, чтобы упомянутые соглашения с Кыргызстаном, на которые были потрачены и финансовые, и дипломатические ресурсы, не были бы теперь в одночасье аннулированы. Если Бакиев, который и подписывал эти документы от имени Кыргызстана, будет признан преступником или, того хуже, с ним расправятся - шансов на то будет мало, что бы ни говорило временное правительство. Во всяком случае, с ним надо будет заново проводить соответствующую работу (и опять платить). Тогда как целехонький и не лишенный легитимности Бакиев - гарант сохранения статус-кво.
Это, между прочим, очень важный момент - не лишенный легитимности, не отрекшийся от президентства Бакиев. Учитывая масштаб операции и уровень вовлеченных в нее сил, было бы наивно полагать, что все заявления кыргызского экс-лидера - плод исключительно его собственной инициативы. Как известно, в ночь с 15 на 16 апреля Курманбек Бакиев прислал из Тараза в Бишкек факс с отречением от власти, но уже наутро этот факс назвал фальшивкой его брат Ахмад, а 21 апреля о том, что “нет силы, которая может заставить меня отказаться от президентства”, заявил и сам Бакиев.
Так вот, в контексте всего вышесказанного это последнее его заявление, подкрепленное, к слову, призывами к мировым лидерам не признавать временное правительство Кыргызстана, интересам этих самых мировых лидеров вполне соответствует.
Возникает, конечно, с неизбежностью упомянутый вопрос “кому он первому должен?”, но об этом лучше договариваться позже, когда улягутся страсти и, во всяком случае, когда этот вопрос еще будет иметь какой-то смысл (то есть опять-таки - при живом и доступном Бакиеве). Видимо, то время еще придет. А пока и решено сохранить опального кыргызского президента, как в вечной мерзлоте, в удаленной и надежно укрытой от всех геополитических ветров Беларуси.
Вот, кстати, тоже еще ход! Напомним, в Минске Курманбек Бакиев оказался 18 апреля и, зная о специфике официальных политических заявлений, вероятно, еще до того, как президент Лукашенко сообщил на весь мир, что готов его принять. На первый взгляд, новость эта (что именно Минск) звучала экзотично. До того, как все помнят, раздавались версии, растиражированные в основном российскими СМИ, что кыргызского лидера готов принять Дубай, а еще раньше - Турция. Однако, по размышлению, приходишь к выводу, что Минск - это, пожалуй, идеальный вариант. И для России, и, как ни странно, для США тоже.
Вашингтон, по всей видимости, рассматривает Беларусь, как полицейское государство, заключенный в которое “должник” будет в такой же сохранности, как зек в кубинской тюрьме Гуантанамо. Сами бы, конечно, американцы на переговоры с одиозным для них Лукашенко никогда не пошли, но и зачем?! С этой задачей вполне может справиться и какой-нибудь авторитетный в этом регионе посредник, признаваемый и Штатами, и Россией. Понятно, что на эту роль никто не подойдет лучше Казахстана. Причем речь идет не только о президенте Назарбаеве, уровня которого в этом деле, может сдаться, даже и не нужно. Но и, скажем, о действующем председателе ОБСЕ шефе МИДа Канате Саудабаеве. Оба, кстати, в той или иной степени приняли участие в урегулировании ситуации в Кыргызстане.
О Москве и говорить нечего - пребывание в ней человека, к которому у России есть определенные претензии, в данном случае вряд ли оправданно, а вот Минск - в самый раз. Да и договариваться с Лукашенко - невыездным фактически за пределы бывшего Советского Союза президентом - думается, было нетрудно. Судите сами: человек практически лишен всех удовольствий большой международной политики, вынужденный копаться лишь во внутренних белорусских проблемах, - да он за возможность быть причастным к магистральному ходу истории скорей всего сам ухватился безо всяких уговоров.
В общем, блестящая операция, и не зря, кстати, летчиков казахстанских ВВС, вывозивших Бакиева из Джелал-Абада в Тараз, президент Назарбаев обещал представить к государственным наградам. Вот только политические метания кыргызского президента (то отрекается, то не отрекается) - не подставляют ли они (до некоторой, конечно, степени) казахстанское руководство? Ведь тот пресловутый факс о сложении с себя полномочий изгнанный кыргызский президент высылал из казахстанского Тараза, и многими тогда рассматривался, как, если угодно, цена его спасения.
Впрочем, вопрос о том, при соблюдении каких условий такое вот отречение от власти может быть признано официально вступившим в силу - это еще одна интрига, которую нам подарил современный политический детектив под названием “спасение нерядового Бакиева”.
Продолжение темы на 8-й и 9-й стр. |