|
Алан Байтенов
Спустя месяц село Кызылагаш выглядит иначе - части смытых построек убраны, определено точное количество погибших и пропавших без вести, население относительно спокойно, начато строительство домов. Это первое впечатление. Второе немного иное. На месте выяснилось, что подрядчики строят на свои собственные средства - государство до сих пор не определилось с точной суммой, необходимой для восстановления поселка, поэтому и казенных денег пока нет. Не совсем прозрачна схема распределения средств, собранных в виде пожертвований.
Да и некоторые жители по-своему понимают, что такое помощь государства
Об этом местные исполнительные власти говорят вполголоса - несколько раз пресекались попытки воровства строительных материалов жителями села Кызылагаш. Хотя не возбуждено ни одного уголовного дела. Причина - чисто человеческое отношение к пострадавшим по воле стихии.
В то же время, сетуют в акимате Кызылагаша, удивляет позиция многих сельчан - нет никакого желания помочь строительным организациям в борьбе за сроки сдачи. (Известно, что к 15 июня этого года все 469 домов должны быть сданы в эксплуатацию.) Мол, государство обязано возместить ущерб, что ж, подождем и посмотрим, как уложатся в эти рамки.
Понять такое отношение сложно, особенно если знать, что за работу, по сути, над собственным жильем, предлагается еще и заработная плата в размере 50 тысяч тенге в месяц. На наш взгляд, приемлемые условия, тем более что на территории лагеря организовано еще и бесплатное ежедневное трехразовое питание. Кстати, о питании. У жителей поселка есть даже выбор: готовишь сам - получи продукты, не хочешь - получи талоны на еду.
Совершенно верно, в некоторых случаях лучше довериться профессионалам. Но если не специалист в строительстве, считают в акимате поселка Кызылагаш, можно пойти хотя бы разнорабочим, тем более что оплата сохраняется в том же размере. Принять участие в строительстве стоит хотя бы ради контроля над качеством - не секрет, что проекты сдаются в сжатые сроки.
По меньшей мере, не совсем этично указывать, как лучше поступать людям, которые недавно пережили утрату близких и в одночасье лишились своего имущества. Однако со стороны такое отношение выглядит небезупречным. Кроме того, принято решение построить действительно добротные дома (некоторые, уже готовые “под ключ”, мы видели собственными глазами - 70, 80, 90, 100 и 120 квадратных метров, ориентировочная стоимость 6-8 миллионов тенге. Теперь, кстати, к каждому дому подведут еще и воду). И на этом фоне особенно неприятно осознавать, что строительные материалы приходится охранять ночью от самих односельчан...
Рассказывают официальные власти и такие истории - приходит человек и заявляет, мол, на участке было 2 дома. Естественно, документы утеряны. Однако в архиве, где каждая бумага дублируется, указано, что ничего подобного не было. На что проситель заявляет - все равно бы смыло, а что вам стоит построить еще один дом?! Хотя не все поступают таким образом, у некоторых масштаб хитрости поменьше - все сводится к попыткам выбить хотя бы паек сверх нормы - в ежедневных списках указываются “мертвые души”.
При этом надо сказать, что поселок Кызылагаш действительно восстанавливают ударными темпами. Несмотря на то, что кроме 600 миллионов тенге (были выделены в самом начале) денег с государственного бюджета пока не поступало. Строительные компании, производители материалов, организации, отвечающие за восстановление электрических и водных сетей, работают в долг. “Мы просили 9 миллиардов, но ожидается, что выделят 3,5-4 миллиарда тенге. В Астану уже выехали люди со всеми подтверждающими документами”, - делится заместитель акима Алматинской области Серик Муканов. В то же время выяснилось, что в течение месяца (признаться честно, об этом организации говорят нехотя) им каждый день обещают перечислить 30-процентный аванс.
И все равно, имя государства компании считают самой твердой валютой.
Особый интерес вызвало то, как планируется распределять средства, что “упали” на благотворительный счет. Сегодня общий объем помощи, по официальным данным, составляет примерно 3 миллиарда тенге. Половина этих средств - продовольствие и медикаменты, остальное - живые деньги. В общей сложности на счету находится 1 миллиард 46 миллионов тенге. Их, считают в акимате области, необходимо попридержать: “Когда государство определится точно, сколько нам выделить денег, тогда уже будем решать, куда тратить эти”, - комментирует Серик Муканов.
|
“Нулевой уровень”, заверяют местные власти, прошли все дома |
Что можно посчитать непрозрачным в этой схеме? Лично у нас возникло три вопроса: кто будет решать, куда пойдут эти средства и кто будет вести их учет? И вот почему. Вашему вниманию прямая речь: “Бюджетные деньги выделят адресно. А про эти деньги, поступившие как помощь, государство не будет спрашивать постатейно - мол, почему это отправлено туда, а это сюда. Эти деньги держим, потому что их можно по усмотрению комиссии, по усмотрению руководства области, по усмотрению самих пострадавших решить, куда направить”, - считает Серик Муканов. Такое утверждение позволяет предположить, что средства фактически неподотчетны. “Есть комиссия по определению ущерба, есть комиссия по распределению помощи, кстати, председателем последней являюсь я. Члены комиссии (11 человек) - представители политических партий, общественных организаций, правоохранительных органов, района, депутаты и пострадавшие. Из числа пострадавших в эту комиссию входит заместитель районного акима”, - продолжает свою мысль Серик Муканов.
|
Новая улица с еще “теплыми” домами |
Вот что не совсем понятно - почему коллегии, отвечающие за распределение средств, собраны только из числа местных? Как видно, ни одного представителя органов финансового контроля (именно республиканского масштаба) не числится в членах этих комиссий. Идеальным вариантом стал бы независимый во многих отношениях сотрудник Счетного комитета, например. Так, наверное, даже проще, в случае чего меньше претензий в настоящем и будущем: известно, что сейчас многие организации, в том числе и неправительственные, следят за чистотой учета и использования средств благотворительного счета.
|
Хотя не все сидят “опустив” руки |
Трагедия в поселке Кызылагаш послужила индикатором состояния нашего общества. Каждый отреагировал на случившееся по-своему. Подрядчики в связи с кризисом, а может, и действительно из желания помочь, ухватились за возможность строить даже в долг. Чиновники до сих пор “доказывают” несколько завышенные суммы, необходимые для восстановления поселка, а государство прикидывает, как не отдать чего лишнего, так как знает, куда может уйти “маржа”. Некоторые местные жители стремятся получить максимальную выгоду. В общем, каждый борется за свои интересы на своем уровне и своими способами. В то же время принципиальный отказ последних от помощи себе же, безынициативность и слепая вера в то, что государство должно и обязано, характеризует большинство нашего общества не с лучшей стороны. А ведь по существу, чем обязано государство каждому жителю поселка Кызылагаш, так это наказанием виновных в случившемся по всей строгости закона.
Фоторепортаж Талгата Галимова
Кызылагаш - Алматы
По последним официальным данным, 44 погибших, один человек объявлен в розыск. На 35 погибших определено по 500 тысяч тенге. 80 процентов уже восстановили документы. На сегодняшний день выдано пособий на 32 миллиона тенге из расчета 15 тысяч тенге в месяц на взрослого и 7 тысяч на ребенка. |