|
Ботагоз Сейдахметова, Константин Маскаев
Вчера и позавчера в соседнем Кыргызстане разразилось нечто похожее на сценарий весны 2005 года. Только в этот раз пахнет не столько цветущими фисташковыми деревьями и тюльпанами, сколько кровью и порохом.
Тот, кто пять лет назад тоже посредством насилия водрузил себя на трон в бишкекском Белом доме, теперь, хоть и с жестоким боем, но выдворен. А уход его предшественника выглядит на этом фоне куда как цивилизованнее и демократичнее: Аскар Акаев не отдавал приказа стрелять в сограждан
Сообщения от наших соседей различны и противоречивы. Но общий настрой понятен: население возмущено медленным развитием страны. В частности, высказывается мнение о том, что пятилетнее семейное правление Курманбека Бакиева - по сути, пережиток феодализма, который “закрывает народу Кыргызстана путь к успеху”. Многострадальный же киргизский народ от последней смены элит, по сути, не получил ничего, кроме появления во власти нового клана, еще более масштабной коррупции и креста на перспективах для населения.
Кроме того, в течение последних пяти лет многие лидеры “тюльпановой” революции были отстранены от дел, выведены за пределы официальной политики, часть из них погибла при невыясненных до сих пор обстоятельствах.
Даже при взгляде со стороны не покидало ощущение, что действия Курманбека Бакиева все больше смахивают на манипуляции какого-нибудь местечкового базаркома, а не политика. Все эти претензии, видимо, сконцентрировались к нынешней весне, которые вылились в известные теперь события: ожесточенные столкновения с полицией, в результате которых, по различным данным, погибли от 67 до 100 человек, массовые беспорядки в столице, которые привели к бегству Бакиева с места событий.
Даже сейчас ясно, что такого жесткого развития событий можно было избежать, если бы бакиевская власть не принялась накануне “вязать” лидеров оппозиции. И это стало ее главной и, вероятно, последней тактической ошибкой.
Первые беспорядки начались на севере страны, в областном Таласе, во вторник, 6 апреля. Там намечался всенародный курултай, на котором оппозиционеры собирались подвергнуть критике действующее руководство страны. Однако власть ответила арестом одного из самых адекватных деятелей оппозиции - заместителя председателя партии “Ата Мекен” Болотбека Шерниязова, что спровоцировало народные волнения. Тысячи граждан, собравшихся в Таласе, пошли на штурм областной администрации, затем захватили здание ГУВД. Буквально в считанные часы волна недовольств прокатилась по северным областям и райцентрам республики.
Руководство страны отреагировало совершенно недальновидно: один за другим под арест были взяты, по меньшей мере, восемь лидеров различных оппозиционных движений. Скорее всего, именно это привело к тому, что в наиболее драматичный для столицы момент властям не с кем было договариваться и искать компромисса: влекомый гневом и предоставленный сам себе народ к вечеру 7 апреля после серии штурмов захватил Белый дом, разорил парламент и другие госучреждения, спалил дотла здания генпрокуратуры и налоговой службы одного из районов Бишкека.
Восставшим также удалось захватить Национальный телецентр и получить доступ к эфиру. Позже под их контроль было взято помещение Службы национальной безопасности (СНБ). Из СИЗО были освобождены лидеры оппозиции.
Одновременно, параллельно и, будем думать, независимо от действий бойцов оппозиции, многие торговые центры Бишкека грабила и сжигала толпа мародеров. Как и в прошлый раз, помощь им оказывали многочисленные таксисты. Набитые товарами машины со снятыми номерами носились по Бишкеку всю позапрошлую ночь.
Между тем оппозиция разложила свой пасьянс. Определившись где-то к середине ночи со своими лидерами, в числе которых названы Роза Отунбаева, Омурбек Текебаев, Азимбек Бекназаров, Абдыганы Эркебаев, Дуйшенкул Чотонов, Топчубек Тургуналиев, Болотбек Шерниязов, Кенешбек Душебаев, Эмилбек Каптагаев и Алмазбек Атамбаев. По словам Розы Отунбаевой, власть в руках народного правительства. Алмазбек Атамбаев, Темир Сариев, Омурбек Текебаев, Иса Омуркулов, Эмилбек Каптагаев, Дуйшенкул Чотонов, Турат Мадалбеков потребовали передать им управление страной.
Все эти люди образовали правительство народного доверия. Роза Отунбаева названа главой временного правительства, назначен комендант города. Новая власть попыталась взять ситуацию под свой контроль и навести порядок в столице.
Тогда уже было понятно, что Курманбек Бакиев покинул столицу, улетев в Ош. Правительство заявило об отставке. Правоохранительные органы сдавали позицию за позицией. Собственно, какой верности можно ожидать от милиции, которая выпрашивает гроши у приезжих! Причем в унизительной форме (особенно сотрудники ГАИ), клянча жалкие сомов пятьдесят или сто: вы нам оставьте немного денег, чтобы мы могли погулять...
К этому моменту уже известно, что лидеры стран-партнеров по ОДКБ не будут вмешиваться во внутренние дела страны. Президент Бакиев “слит” в том числе и российским руководством. Президент Медведев весьма лаконично выразил “заинтересованность в сохранении политической стабильности в дружественной стране” и призвал воздержаться от применения насилия, чтобы в любом случае избежать кровопролития. Премьер-министр Путин менее лоялен: “Когда президент Бакиев приходил к власти, он очень жестко критиковал отстраненного от власти президента Акаева за семейственность, за то, что в экономике Кыргызстана кругом сидели родственники. У меня такое впечатление, что господин Бакиев наступает на те же грабли”.
Печальная ирония всей этой ситуации состоит в том, что нынешние власти Кыргызстана пришли к ней в результате “демократической” революции, и главные революционные лозунги зиждились на соблюдении прав человека, справедливости и прочих основах демократии.
Что в результате? Свергли одну власть, а ее место заняла новая, но практически власть-близнец. Впрочем, есть ли сомневающиеся насчет того, что любая революция едва ли может дать что-нибудь помимо новых поп в креслах?..
P.S.
Когда номер сдавался в печать, российский портал lenta.ru сообщил, что Бакиев готов снять с себя президентские полномочия при условии, что ему, его семи братьям и двум сыновьям будут предоставлены гарантии безопасности и возможность остаться в стране. |