|
Анна Шелепова
Неразбериха с таможенными пошлинами продолжается. Многие предприниматели и потребители до сих пор не имеют четкого представления о том, насколько изменилась ситуация в Казахстане с вступлением в силу Таможенного союза с 1 января этого года.
С каждым днем просачивается новая информация, которая создает еще большую путаницу и даже панику, а также наводит на мысль о появлении новых теневых схем между участниками внутреннего рынка
Касается всех
Из-за информационного вакуума, а точнее из-за путаницы и некоторой дезинформации, сначала отечественные предприниматели, так называемые “серые” дилеры вторичного авторынка, стали разворачивать контейнеры с машинами из США на полпути, представив, что, к примеру, на “народный” автомобиль “Лексус” 2003 года выпуска таможенные пошлины поднимутся до 15 тысяч у.е. Но уже неделю спустя вдруг из Соединенных Штатов пришла весть, что, мол, Таможенный союз, скорее, останется на бумаге, и “серые” дилеры вновь принялись скупать автомобили как из США, так и из Литвы...
Нам, безусловно, стало любопытно, откуда и как американские партнеры отечественных бизнесменов могут знать лучше нас самих, что творится у нас на рынке? Почему вдруг “серые” дилеры принялись не просто покупать автомобили, а делают это еще активнее, чем в былые времена? Быть может, вся эта несуразица с цифрами о том, когда же все-таки в полную силу заработает Таможенный союз, создается намеренно, чтобы сделать некий временной коридор для определенных перекупщиков.
|
Голова идет кругом |
Вроде бы всем очевидно, что Таможенный союз в Казахстане вступил в силу с 1 января 2010 года. Однако “серые” дилеры не утратили надежд и уверенности, а их прежняя позиция, связанная с некоторой растерянностью и взятой недельной паузой, сменилась деловой активностью. Делать прогноз о том, как долго продлится эта сомнительная ситуация, мы не беремся, но конкретное число, судя по всему, существует. В общем, учитывая поведение всех участников рынка - “серых” дилеров, таможенников, брокеров на границах, партнеров из-за рубежа, мы наталкиваемся на мысль о существовании каких-то теневых схем, позволяющих таможить товар по старым пошлинам.
За разъяснениями мы обратились в пресс-службу департамента таможенного контроля по городу Алматы. Нам пояснили, что новые таможенные тарифы вступили в полную силу с 1 января 2010 года. Растомаживать товары по старым тарифам уже невозможно. Все работают в новом режиме. О том же, в каком режиме работают “серые” дилеры и с чем может быть связана их активность - нам прокомментировать не смогли. Но пояснили, что новые правила одинаково распространяются как на юридические лица, так и на физические. И те авто, которые сейчас в пути, даже купленные в прошлом году, будут проходить таможню по новым тарифам. Однако имеется один нюанс: если владелец машины успел оформить предварительную таможню, он будет растомаживать автомобиль по прежним тарифам. Срок действия предварительной растаможки - 30 дней. Иных отсрочек быть не может.
Тут, предположительно, и могут родиться упомянутые теневые схемы. У этой ситуации, кстати, есть и другая сторона: машины попытаются придержать на границе сопредельных государств, к примеру, Китая, чтобы получить вознаграждение за ускорение процесса отправки на казахстанскую сторону.
Три стороны единого экономического пространства - Россия, Белоруссия и Казахстан - решили внедрять достигнутые договоренности поэтапно. Весь процесс был разделен на три этапа - предварительный этап начался 1 июля 2009 года и продлился до 1 января 2010-го. В этот период состоялись ратификация документов в парламенте и официальное освещение ожидаемого события в прессе.
Первый этап будет длиться с 1 января по 1 июля 2010 года. С 1 июля будет внедрен Таможенный кодекс. Правда, что это такое - пока не совсем ясно. Как нам пояснили, кодекс пока в разработке, но, по сути, это свод единых таможенных правил для трех стран. Также на данном этапе стороны договорились обеспечить введение Единого таможенного тарифа и нетарифного регулирования, то есть на казахстанско-российской границе будет осуществляться совместный таможенный контроль.
Второй этап продолжится с 1 июля 2010 года по 1 июля 2011 года. В этот период согласование переносится на внешние границы госконтроля. К этому периоду должны быть завершены переговоры с третьими странами по вопросам тарификации торговых режимов. Также к этому моменту товары будут в свободном обращении и начнут перемещаться на территории стран-участниц Таможенного союза без таможенных пошлин. По словам наших экспертов, Таможенный союз уже состоялся и отменить его нереально, поскольку он стал первым шагом к вступлению Казахстана в ВТО. |