Алла Иванилова, Константин Маскаев
На почти праздный вопрос о том, каких преференций и бонусов ожидать рядовым казахстанцам от председательства страны в ОБСЕ - помимо врожденного чувства патриотической гордости, - на этой неделе нашелся ответ. Речь - о недавно подписанной президентом новой Концепции правовой политики Казахстана на 2010 - 2020 годы.
Искушенные уже оценили этот прорыв. Теперь с документом может ознакомиться любой желающий. Кроме того, перспективы правового развития оставляют все меньше аргументов тех скептиков, кто подвергает сомнению сам факт избрания Казахстана на пост председателя Евросоюза
- Что обращает на себя внимание в первую очередь - либеральный настрой, который если и не изменит нашу жизнь до неузнаваемости, то сулит всходы пусть не вполне привычных, но самых настоящих выстраданных европейских ценностей.
Концепция предусматривает кардинальный пересмотр всего законодательства, будь то уголовное, административное или гражданское право. Например, власти обещают перекроить Уголовный кодекс в части предусмотренных наказаний. Так, лишение свободы предполагается применять лишь к лицам, совершившим только тяжкие и особо тяжкие преступления. Так называемые “оступившиеся” вздохнут свободнее. От ответственности они не уйдут. Изменится лишь ее форма. К ним планируется применять альтернативные наказания, мировая практика которых весьма разнообразна и действенна.
Если мелкий преступник не представляет серьезной общественной опасности, его могут заставить искупить вину выполнением исправительных работ, поместить под домашний арест, ограничить свободу передвижения, запретить выезд за пределы страны, наложить вето до срока занимать те или иные должности, поразить в других правах.
Снисходительнее предполагается относиться и к тем, кто преступил закон впервые. Наконец, только теперь появилась перспектива на государственном уровне признать очевидную для многих истину, что острог и изоляция для впервые оступившегося может иметь обратный эффект, обернется последующим рецидивом, но никак не исправлением.
Всю систему исполнения наказаний переведут на новые рельсы. Предполагается отремонтировать тюрьмы и лагеря и улучшить условия содержания. Главное же отличие - заключенных разведут по индивидуальным камерам, как это принято в современной Европе. Увеличат и территории для прогулок.
Между тем, ослабляя степень ответственности за мелкие преступления, предполагается ужесточить меры пресечения для коррупционеров и казнокрадов, членам и лидерам ОПГ, мошенникам. Будет предусмотрена и уголовная ответственность юридических лиц.
Значительные изменения коснутся судопроизводства. Деятельность судов оптимизируют. Чтобы разгрузить служителей Фемиды от не свойственных им функций, будут созданы третейские и арбитражные суды, которые займутся экономическими делами. Новые проекты Кодекса об административных правонарушениях и Административно-процессуального кодекса обеспечат прозрачность всей процедуры рассмотрения правонарушений. Назначение штрафов и их размеры также будут в компетенции судов.
Чего еще вчера вообще невозможно было предположить, так это законодательной отмены алиментов! Но наступать она сможет лишь в некоторых случаях. Например, один из покидающих семью супругов (причем не важно - мужчина это или женщина) может оставить опекающей стороне квартиру или какие-то другие существенные материальные ценности и в дальнейшем будет навсегда освобожден от регулярных выплат. Решение оказывать или нет материальную поддержку после такого поворота будет исключительно свободным, самостоятельным выбором.
Теперь можно ожидать формирования между гражданином и законом определенных партнерских отношений. Во всяком случае, гуманистические устремления законотворцев должны снискать в обществе встречные инициативы. Чиновники обещают изменить закон так, чтобы он служил во благо, а не только висел дамокловым мечом над гражданами. От некоторых перспектив даже оторопь берет: сумеем ли рационально распорядиться неожиданно свалившейся свободой?
Однако, вспоминая, что до председательства в ОБСЕ остается не так много времени, а процесс отечественного законотворчества может растянуться на годы, смеем предположить, что общество сумеет справиться, а главное - адекватно оценить перспективы. Да и на реализацию концепции отпущено целое десятилетие. Вот тогда и заживем. |