|
Константин Маскаев
В прошлом номере мы сообщали о том, что у нас появились новости с борта парусного судна “Чокан Валиханов”, на котором около двух лет назад Центрально-Азиатское географическое общество (ЦАГО) предприняло попытку совершить кругосветное путешествие. Трое казахстанцев - наших старых знакомых, побывали на яхте. Они обнаружили судно не в самом лучшем состоянии. Равнодушие и разгильдяйство дежурного капитана, нанятого присматривать за яхтой, едва не уничтожили и само судно, и мечту о благоприятном завершении казахстанской кругосветной парусной экспедиции.
Несколько дней напролет с раннего утра до позднего вечера пришлось устранять последствия серьезной аварии, которая произошла на судне. Сама яхта стала заложницей. В той же марине, где было оставлено казахстанское судно, затонули две другие лодки. Эта же участь могла постигнуть и яхту “Чокан Валиханов”
Проект под названием Terra Vita получил широкую известность не только в Казахстане, но и, как оказалось, во всем мире. Во многих яхт-клубах следили за передвижением казахстанской яхты с экипажем, в котором только один человек - капитан Александр Лавринов - был опытным мореходом. Остальных членов команды набрали из людей сухопутных, жителей казахстанских городов, которых затем обучили в яхтенной школе в Таиланде.
Построенная во Франции яхта, преодолевая административные и другие препятствия, в июне 2007 года пришла в порт Актау, откуда спустя три месяца и стартовал проект.
Напомним, какой великолепной была идея ЦАГО. Проект собирались сделать в формате телевизионного реалити-шоу. Все перемещения яхты, будни команды, стоянки и встречи в портах должны были стать циклом телепередач, который преследовал общеобразовательную, познавательную цели. Проект стартовал под девизом “Мы открываемся миру - мир открывается нам”. Мир должен был узнать о Казахстане.
Кроме того, проект должен был показать, что, несмотря на глубокое материковое расположение, Казахстан способен организовать и провести многодневную кругосветную экспедицию на парусном судне. Идея проекта выглядела очень достойно и привлекательно. Даже президент почтил своим посещением отправку яхты в плавание и передал команде государственный флаг.
И “Чокан Валиханов” понес наше гордое чувство через морские просторы. Правда, победные реляции вскоре сменились робкими обещаниями радужных перспектив: после сложного перехода через Атлантику и текущего ремонта яхты проект приостановили. Немногочисленные спонсоры не нашли возможности продолжать финансирование. Экипаж вернулся на родину, а яхту оставили на одном из островов в Гваделупе на ответственное хранение под присмотром дежурного капитана из числа островитян.
Тем временем автор и идеолог проекта президент ЦАГО Григорий Евсеев пытается найти деньги на продолжение экспедиции в Астане. Появляется информация, что премьер-министр дал поручение министерствам туризма и спорта, а также культуры и информации “оказать поддержку проекту”. Но, кроме моральной поддержки со стороны государства, проект так ничего и не получил. Его раскручивали и проводили небольшая группа энтузиастов и немногочисленные частные коммерческие структуры.
И вот около месяца назад трое парней, опять же совершенно частные лица: капитан яхты Александр Лавринов, консультант проекта и один из разработчиков маршрута экспедиции Андрей Чулаков и опытный яхтсмен из Алматы Сергей Бедин - нашли возможность побывать на борту яхты.
|
“Чокан Валиханов” просится в полет |
По их словам, они не могли и дальше оставлять без внимания теперь уже легендарное казахстанское судно и, собрав по друзьям, знакомым и другим неравнодушным людям необходимые средства (более 25 тысяч евро!), отправились на свидание с яхтой.
Забегая вперед, скажем, что, в первую очередь казахстанцы везли деньги, чтобы рассчитаться за несколько месяцев стоянки и произвести авансовый платеж за следующие несколько месяцев. Напомним, ранее нашей команде было обещано, что яхта будет находиться под присмотром и обеспечиваться нехитрым, но необходимым сервисом.
На деле оказалось, что “Чокан Валиханов” попал к нечистоплотным людям, действия которых едва не уничтожили яхту! Пришлось не только выкупать яхту и снятое оборудование, но и проводить целый комплекс работ, чтобы восстановить судно. Затем “Чокан Валиханов” сумел своим ходом покинуть злополучную марину и отправиться на другой остров.
По возвращении мне звонили Александр Лавринов и Андрей Чулаков. Они и рассказали, как проходила эта “спасательная операция”.
На Гваделупу прилетели из Антигуа через Доминику. Сама марина, где был оставлен на вынужденную стоянку “Чокан Валиханов”, неплохая. Просто здесь не очень доброжелательное отношение ко всем приезжим и пришедшим по воде. Персонал марины равнодушен к чужим проблемам. Интерес возникает только тогда, когда появляется возможность заработать.
Вероятно, так произошло и с казахстанской лодкой. Когда та предоплата, которую ребята оставляли, закончилась, в марине просто “забили” на нашу лодку. Ее отогнали в самый дальний угол, где она и простаивала до недавнего времени. Бухта же в той части совершенно не продувается, поэтому лодка не просыхала, а только набирала и набирала влагу.
Когда парни поднялись на борт, они, конечно, были расстроены: все поверхности яхты покрыты черной плесенью. Грибок привел в негодность все бумаги и ткани, включая оставленные на борту комплекты чистого постельного белья, одежды, экипировки. Подпортило и веревки. Дно лодки обросло моллюсками и водорослями.
В марине прекрасно понимали, на что обрекают лодку. Но не придали этому значения: знали, что не прогорят: либо возьмут деньгами, либо заберут лодку.
А когда дежурный капитан обнаружил, что на яхте потек топливный бак, он решил еще “навариться”. Он демонтировал бак и подготовил за эту работу счет на 2,5 тысячи евро: по документам, которые он скрупулезно составлял по каждому поводу, следовало, что работа по снятию бака заняла 25 часов - отсюда и сумма. При этом капитан никому не поручил и не убрал сам разлившееся по судну дизельное топливо. Этим занимались уже наши парни. К слову, на монтаж бака они затратили около часа. Предполагают, что и демонтаж занимает не более пары часов.
А так как лодка официально теперь находилась не у дежурного капитана, а в марине, он забрал все ценное: малую лодку, мотор, приборы навигации и т.д., и, чтобы его не обвинили в воровстве, все очень четко расписал, что изъял под залог оплаты счетов за свою работу и стоянку. Долг за стоянку составил еще 4,5 тысячи евро.
Когда парни попытались высказать свое негодование, мол, это столько не стоит и так нельзя поступать, островной капитан просто развернулся и ушел. Посредником в общении выступила его жена (она владеет английским). Эта дама доходчиво разъяснила, что она занимается оформлением документов на отход из марины и что лучше принять все издержки безропотно, иначе она создаст проблемы с документами и нашу яхту вообще не выпустят в океан. Да и приборы, мотор и легкая лодка с борта яхты все еще оставались у этой “пиратской семейки”.
При этом на помощь полиции рассчитывать тоже было нельзя: яхту могли задержать “до выяснения”, а сколько времени это бы заняло - неизвестно. Как и то, на чьей стороне оказалась бы правда.
Кончилось тем, что парни оставили им почти все наличные евро в обмен на оборудование. Пришлось оставить в залог профессиональный бокс для подводных телесъемок (очень дорогой - в пределах 20 тысяч евро). Понимая, что такую дорогую вещь рано или поздно выкупят, семейка отпустила нашу яхту.
Новое пристанище яхты - Антигуа - произвело лучшее впечатление. От прежней стоянки всего 50 миль, но уже совсем другой климат, суше и меньше дождей: Гваделупа очень высокий остров, и дождевые тучи надолго цепляются за горы. Антигуа ниже - и облака проносит мимо.
Сам остров беднее, но все, что связано с яхтами, маринами, пляжами, - просто идеально. Территория марины огорожена, вдоль берега расположено до двух тысяч вилл - от простых до шикарных, половина из них имеет собственные причалы для яхт, шикарное гольф-поле, теннисные корты, бассейн (для тех, у кого нет собственного на вилле), вертолетная площадка с 5 вертолетами, кафе, магазины, супермаркет. Передвижение по территории марины в основном на электрических гольф-мобилях, хотя тут же есть и прокат машин.
Арендовать виллу с причалом на сутки можно весьма недорого: два этажа, две спальни, кухня и зал, три санузла, мансарда обходится в 120 долларов. Можно поставить яхту под окном, жить с комфортом. Парни так и поступили в последние два дня пребывания в марине: яхту готовили к консервации, сушили, соответственно, на судне жить было уже неудобно.
Чулаков делится:
- Очень понравилась организация работ в марине. Нам назначили работы на 8 часов утра. Мы не спеша подходим к 8:30 (делая поправку на карибскую непунктуальность), а нас уже ждут! Лодку подняли за полчаса, почистили, перевезли на спецплощадку, установили и раскрепили - и все это сделали за два часа два парня-афроамериканца. Саша говорит, что на Канарах эта операция занимает полдня и выполняют ее четыре человека! И дешевле! Там подъем яхты - 1000 долларов, здесь - 600 (куда также входит и спуск). Стоянка в сухом доке, как они ее называют, - на самом деле это выгороженная забетонированная площадка с крюками, за которые раскрепляют яхты, обходится в 500 долларов в месяц. Для сравнения: стоянка на воде в Гваделупе была дороже.
- В общем, лодочку подняли и оставили на берегу, - завершают парни свой рассказ. - Так и надежнее, и для лодки лучше: не обрастет днище, не сыро, и веревки не заплесневеют.
Сезон ураганов заканчивается в октябре. Тогда же лодки начнут спускать на воду. Чулаков попросил, чтобы “Чокана Валиханова” поставили так, чтобы казахстанская яхта не создавала помех. Но со спуском пока не определились.
Оплата пока произведена до ноября. Далее опять наступает период неизвестности. В течение августа Григорий Евсеев попытается повлиять на судьбу экспедиции. Он надеется привлечь средства со стороны и поднять проект. Мы можем лишь выразить надежду, что это получится.
У Андрея Чулакова созревает решение, как продолжить проект, если ЦАГО не сумеет существенно и благоприятно повлиять на ситуацию. Он уже ведет предварительные переговоры с председателем Актауского областного спорткомитета. Идея - забрать проект под патронаж акимата и с честью завершить.
По возвращении, считает Чулаков, яхту можно было бы использовать в порту Актау как учебное судно. В городе помимо подростковых яхтенных клубов есть и военное училище. Яхта с хорошей историей могла бы сделать честь не только городу-порту, но и целому государству. Об экспедиции до сих пор говорят во многих яхт-клубах по всему миру. Недавно немецкая морская экспедиция узнала о казахстанском проекте, находясь в Австралии!
Комментирует президент ЦАГО Григорий Евсеев:
- Мне известно, что Александр Лавринов и Андрей Чулаков были на Гваделупе. Меня обрадовало, что ребята нашли возможность съездить, потому что мы могли вообще потерять яхту. Они за свой счет поехали. Сейчас они ведут переговоры с акиматом Актау о финансировании проекта. Изначальной была идея провести экспедицию без государственной поддержки, средствами, которые привлечет ЦАГО со стороны частных лиц. Но сейчас ситуация изменилась и мы понимаем, что без государственной поддержки завершить проект вряд ли возможно. Если акимат Актау войдет в проект, мы поделим функции. Проведение экспедиции будет заслугой акимата, а наша роль будет сугубо гуманитарной: мы будем вести съемку и продолжим цикл телепередач о проекте. В этом отношении у нас нет никаких разногласий.
Мы пришли к единому мнению с Андреем Чулаковым и в отношении дальнейшей судьбы яхты. Действительно, после того, как акимат Актау поможет достойно завершить проект, мы в счет финансирования сможем передать ее городским властям. Яхта будет принадлежать уже всем казахстанцам и городу-порту Актау. И ее можно будет использовать для обучения молодых спортсменов, военных моряков - яхтингу, навигации.
У нас была цель организовать и провести кругосветную экспедицию под флагом Казахстана. И теперь любой вариант достойного ее завершения нас устроит. Проект не завершится уже завтра. Пройдена только треть пути. Поэтому, как бы там ни было, Центрально-Азиатское Географическое общество будет искать средства для финансирования кругосветки. |