|
Юлиана Жихорь
В последнее время любое выступление главы Нацбанка Григория Марченко в прессе обязательно сопровождается фразой, которую главный банкир уже произносит как некую мантру: “Второй волны девальвации не будет”. Но кто ж ему поверит?
На прошедшем заседании правительства, посвященном подведению итогов полугодия, Григорий Марченко вновь поднял тему девальвации. И вновь пытался, на сей раз с цифрами, доказать уже членам Кабмина, что вторая волна девальвации нацвалюты не требуется.
“По состоянию на 1 июля текущего года индекс реального эффективного обменного курса составил 100,4 процента, тогда как на 1 января текущего года эта цифра составляла 128 процентов, то есть полностью восстановлена конкурентоспособность обменного курса и всей нашей экономики”, - заявил он.
И тут же получил благодарность из уст премьера, который сообщил, что первая волна девальвации была самой успешной на постсоветском пространстве: “та модель девальвации, которую в феврале провел Нацбанк, доказывает свою состоятельность в сравнении с другими моделями, которые были реализованы на постсоветском пространстве, да и не только”.
Карим Масимов в очередной раз подтвердил, что февральская девальвация была проведена своевременно. Ибо, как было сказано, если бы не обесценивание тенге, “то результаты экономического развития (в первом полугодии 2009 года. -
“НП”) были бы совершенно другими, и ни о каком росте производства тогда бы говорить не приходилось”. (Правда, за первые шесть месяцев ВВП упал на 2,3 процента, но это, видимо, не столь существенно.)
В ответ на такую поддержку своей политики Григорий Марченко обрадовал правительство прогнозами относительно внешнего долга банковского сектора. “По состоянию на 1 июля текущего года внешние обязательства банковского сектора составили 32 миллиарда долларов, тогда как в конце 2007 года эта цифра достигала более 46 миллиардов долларов, - сообщил глава Нацбанка. - То есть за 7 кварталов внешний долг сократился в полтора раза. 40 процентов от суммы внешнего банковского долга республики приходится на БТА и Альянс Банк. Если мы реструктуризацию по этим банкам завершим, то и в целом решим проблему внешнего долга банковского сектора”.
Для противодействия банковской страсти к внешним заимствованиям Нацбанк намерен ограничить их объемы на уровне 30 процентов от общих обязательств банковского сектора страны. Эту норму планируют прописать в новой Концепции финансовой системы Казахстана, которая будет принята уже осенью.
Глава правительства таким планам обрадовался. И тут же предложил вариант замены внешних займов внутренними ресурсами: “Необходимо установить требование по количеству финансовых ресурсов, которые иностранные компании должны держать в казахстанских банках”.
И тут же дал поручение казахстанским представителям в советах директоров крупных иностранных компаний, например КМГ (как члену совета директоров “Тенгизшевройла”), а также Минфину и Минюсту (как членам советов директоров “Казахмыса” и ENRC).
Но это не все. По мнению правительства, необходимо изменить подходы к проверке ситуации в банках, взяв на контроль не только финансовую составляющую, но и личные качества руководства. “Практика последнего года показала, что существующая система регулирования предполагает, что руководители банков - добропорядочные люди. И информация в АФН идет за подписью председателя правления или председателя совета директоров, и, в принципе, априори она не предусматривает мошенничества со стороны первых руководителей. По факту же оказалось, что в двух из первых четырех банков первые руководители оказались мошенниками. У меня просьба - этот вопрос каким-то образом должен быть урегулирован и рассмотрен. В том числе у нас должны быть контрпроверки против мошенничества со стороны первых руководителей. На самом деле это оказалось проблемной зоной”.
На подобную “идею” глава АФН Елена Бахмутова отреагировала. Что изменить систему-то можно, да вот где в стране найти честных управленцев: “Рецепты здесь есть, они на поверхности простые, на практике сложные. Это корпоративное управление, это то, что в банке решения должны приниматься не одним человеком, а коллегиальными органами, и, естественно, в банке и финансовой организации должна существовать нормальная система управления этими рисками. И плюс - на руководящие должности, не только в состав совета директоров, менеджмента, но также из числа акционеров, должны утверждаться только люди, которые имеют безупречную деловую репутацию”.
Вот, например, был председателем Нацбанка Анвар Сайденов - уважаемый человек с безупречной репутацией. Он в конце прошлого и начале этого года громогласно обещал казахстанцам, что девальвация Казахстану не грозит. Сменил Сайденова Григорий Марченко. Тоже вроде бы уважаемый человек с безупречной репутацией, и нате вам - девальвация. Теперь уже Марченко заверяет страну, что второй ее волны не будет. Только не придет ли ему на смену еще один - честный, добропорядочный?..
Астана |