|
Юлиана Жихорь
В Астане впервые на постсоветском пространстве состоялся Форум безопасности Совета евроатлантического партнерства с участием высокопоставленных представителей государств НАТО и стран-партнеров. Председательствовал на форуме сам генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. Основная тема - “Безопасность через партнерство”
Форум считается крупнейшим после саммита на уровне глав государств и правительств мероприятием НАТО. Этакой площадкой для неформального, открытого и свободного обсуждения вопросов региональной и глобальной безопасности. И тот факт, что Форум безопасности СЕАП впервые проводится на постсоветском пространстве и вообще в Азии - и проходит именно в Астане, заслуживает особого внимания.
Казахстан уже давно позиционирует себя как государство, политика которого направлена на интеграцию интересов всех стран в противостоянии современным вызовам - от терроризма до мирового экономического кризиса. Участие Астаны в таких, казалось бы, взаимоисключающих организациях, как ШОС и СЕАП, ОДКБ и миротворческий контингент в Ираке, является показателем стратегии некоего “размывания блоков”. По сути, эта часть избранного с момента обретения суверенитета внешнеполитического пути - многовекторность. Пытаясь сохранить равноудаленную равноприближенность ко всем участникам мирового сообщества, Казахстан никогда не занимал жесткой позиции в отношениях как с НАТО, так и с его политическими конкурентами. В частности, с Россией.
Ак Орда выбрала политику максимального сотрудничества в проведении всех контртеррористических операций - участие Казбата в Ираке, сейчас обсуждается вопрос о возможном участии нашего миротворческого контингента в Афганистане (как и в Ираке, речь идет об исключительно гуманитарной работе). Казахстанская армия перевооружается по стандартам НАТО, но российским вооружением.
При этом Казахстан поддерживает Москву во многих антинатовских мероприятиях. Развивая отношения с Брюсселем в соответствии с планом партнерства, Казахстан, тем не менее, отказался (как и Москва) от участия в военных учениях в Грузии. Что, кстати, несмотря на официальную причину - политическую нестабильность в Тбилиси, - многими было расценено как поддержка антигрузинской политики России.
Так что интересы Астаны достаточно многогранны.
Основной причиной такого поведения можно считать геополитическое положение страны. С одной стороны, соседство с Россией и Китаем - оппонентами агрессивной внешней политики США. С другой - нестабильность в Центрально-азиатском регионе (в первую очередь, в Афганистане), в урегулировании ситуации в котором первую скрипку играет именно Белый дом.
Быть может, именно поэтому именно Казахстан выступает зачинщиком обсуждения проблем Афганистана и региона в целом на уровне ШОС и ОДКБ. (По сути, таким же связующим звеном Астана выступает и в межконфессиональном диалоге, предоставляя площадку для мирных дискуссий в рамках Съезда мировых и традиционных религий, чье третье заседание состоится на следующей неделе.)
Видимо, именно дипломатия уступок (в данном случае - Москве) вынудила президента Казахстана отказаться от личного присутствия на форуме. До последнего момента фамилия Нурсултана Назарбаева фигурировала в программе мероприятия, однако его доклад зачитал глава МИД РК Марат Тажин. (В кулуарах поговаривают, что причиной столь резкого изменения планов стала просьба президента России Дмитрия Медведева, высказанная главе Казахстана в телефонном разговоре, состоявшемся по просьбе российской стороны накануне форума.)
Россия вообще оказалась верна своей политике критики НАТО. Так, постоянный представитель РФ в НАТО Дмитрий Рогозин язвительно заметил, что НАТО для Казахстана - всего лишь поклонник, который дарит цветы и тортики, и отверг возможность перспективы вступления Казахстана в НАТО. “Нужно ли Казахстану менять политику гибких коалиций, политику, дающую больше возможностей и свободы для маневров, на политику партийно-колхозной дисциплины?” - риторически вопросил Рогозин. “Эта организация (НАТО. - “НП”) гораздо более жесткая в своей дисциплине, чем был Советский Союз, и очень идеологизированная,” - заявил он.
При этом он подчеркнул, что главными партнерами Казахстана остаются Россия и бывшие страны Советского Союза. “Бывают у верной жены свои поклонники, которые дарят ей цветы. Вот НАТО - это поклонник Казахстана, который дарит цветы. А все-таки Казахстан связан (женат или замужем - это кому как угодно) с ядром бывшего Советского Союза и прежде всего - с Россией”, - отметил Рогозин. “Невозможно сравнивать наши близкие, родственные, “семейные” отношения с отношениями с чужими семьями, которые приходят с тортиками в гости”, - добавил он.
Генеральный секретарь Нато Яап де Хооп Схеффер не согласился с такой трактовкой: “Я должен выразить несогласие с моим другом Дмитрием Рогозиным. Я не вижу НАТО в роли любовника кого бы то ни было. Мы имеем собственную политическую роль”. Он также сообщил, что НАТО проводит подобные мероприятия “не для того, чтобы соперничать с кем-то, а для того, чтобы государства региона самостоятельно решали, какие отношения они хотят иметь”. “И мы видим, что проявляется интерес со стороны Казахстана, других государств в отношениях с НАТО. Насколько далеко они продвинутся в этих отношениях - это их дело. Я, во всяком случае, не вижу здесь никакой конкуренции”.
В подтверждении этих слов генеральный секретарь НАТО привел в пример свои встречи с представителями казахстанской стороны. Так, накануне открытия форума Нурсултан Назарбаев провел двухстороннюю встречу с генеральным секретарем НАТО Яапом де Хоопом Схеффером, обсудив с ним “все взаимные отношения между Казахстаном и НАТО и особенно вопрос об Афганистане”. По словам генсека НАТО, в ходе встречи с президентом РК были обсуждены “такие вопросы, как нераспространение оружия массового поражения и финансово-экономический кризис”. “Мы в прошлом многократно встречались, и, конечно, президент Назарбаев - очень важный участник в регионе, особенно это касается обеспечения безопасности, в том числе и за пределами Казахстана”.
Вопрос конкуренции прозвучал и в ходе секции “Региональные перспективы: общие проблемы безопасности в Центральной Азии”. Особое внимание было уделено вопросам взаимодействия двух противоборствующих организаций - ШОС и НАТО. Генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев заострил внимание на основных целях организации - создании единой рамочной основы для совместных действий стран Азии - как в контексте политического взаимодействия, так и в экономическом и социальном сотрудничестве: “ШОС не разделяет государства по различным категориям: по размерам их ВВП, наличию природных ресурсов, географическим размерам и числу населения. Наша цель - объединить наши преимущества с тем, чтобы нейтрализовать слабые стороны”. “Мы хотим создать новую глобальную архитектуру безопасности без разрыва между сильными и слабыми мира сего”, - заявил Нургалиев. (Кстати, факт присутствия генерального секретаря ШОС на форуме безопасности НАТО стал, по сути, первым взаимодействием двух организаций. Это особо отмечали представители НАТО. “Мы взаимодействуем с ШОС, а не с ОДКБ, и это одна из организаций, играющих важнейшую роль в регионе”, - отметил генсек НАТО.)
В то же время специальный представитель генсекретаря по Кавказу и Центральной Азии Роберт Ф. Симмонс заметил, что НАТО не рассматривает свою работу в ЦАР “как конкурирующую с другими организациями”, и поратовал за право выбора странами региона направления сотрудничества. В ответ на это официальная Астана тут же предложила углубить направления сотрудничества в антинаркотической борьбе. “Казахстан встревожен обострившейся проблемой наркобизнеса и наркотрафика из Афганистана. Количество изымаемых в нашей стране наркотиков афганского производства увеличилось в разы за последние годы”, - заявил глава Комитета внешнеполитического анализа и планирования МИД Казахстана Марат Шахутдинов, уточнив, что Казахстан и его соседи “угрожающими темпами из стран - транзитеров наркотиков превращаются в страны - потребители наркотиков”. И предложил “совместно с коалицией принимать скорейшие комплексные меры по решению данной проблемы”.
Во время еще одной секции - “Энергетическая безопасность: сотрудничество в Каспийском и Черноморском регионах” - выяснилось, что Казахстан не сможет участвовать в проекте Nabucco. Причина - отсутствие свободных ресурсов газа. Вице-министр энергетики и минеральных ресурсов РК Асет Магауов уточнил, что не подвергает сомнению ресурсы других стран: “Я имею в виду в первую очередь ресурсы Казахстана для этого проекта... Мы в данное время начали два крупных проекта. Первый - это Прикаспийский газопровод, куда мы хотим поставлять до 10 миллиардов кубометров газа, и второй проект с китайцами. Поэтому в ближайшей перспективе с точки зрения свободных ресурсов казахстанского газа у нас будут вопросы”, - резюмировал он.
В целом представители НАТО остались довольны проведенным мероприятием, как с точки зрения результативности, так и организации. Они называли Казахстан некой интеграционной точкой интересов многочисленных организаций на территории ЦАР и благодарили за возможность присутствия в регионе. Отмечая при этом, что хотят мира в регионе исключительно путем “успокоения” Афганистана: “НАТО не ищет никаких обязанностей, с точки зрения обеспечения безопасности в отношении этих соседних (с Афганистаном. - “НП”) государств”. Схеффер отметил, что соседствующие с Афганистаном государства “являются суверенными и сами могут позаботиться о собственной безопасности”: “Это не особо было бы понято, если бы НАТО вмешивалось в дела суверенных государств”. “Мандат НАТО, который был поставлен перед организацией Советом Безопасности ООН, заканчивается на границе Афганистана”.
Казахстанцы же, в свою очередь, заявляли о том, что дружить надо со всеми и предпочитали дипломатически вуалировать свое отношение к перепалкам России с Брюсселем.
Астана |