Юлиана Жихорь
Кризис кризисом, а в Казахстане - очередной грандиозный проект, призванный стать еще одной “заманушкой” туристов в молодую столицу. Почти два миллиарда долларов будут вложены в строительство мини-города мечты, к которому даже подведут отдельную дорогу из аэропорта. Дабы туристы могли лицезреть очередное чудо света в казахстанской степи
510 тысяч квадратных метров, 14 зданий отелей, апартаментов, офисов и магазинов, 88-этажная вышка (к слову, самое высокое здание в Центральной Азии) - таков будет внешний облик многофункционального комплекса “Абу-Даби Плаза”, очередного полета фантазии прославленного архитектора Нормана Фостера. На сей раз внешне похожий на гроздь кристаллов комплекс будет еще и на самообеспечении - под куполами зданий разместятся зимние сады, а питать их электроэнергией будут солнечные батареи.
Учитывая, что первый и пока единственный реализованный проект Фостера в Астане (Дворец мира и согласия, прозванный Пирамидой) хоть и активно рекламируется в качестве места притяжения туристов, но особого ажиотажа среди них не вызывает, было решено, что из аэропорта к “Абу-Даби Плаза” будет подведена первая в стране монорельсовая дорога.
Почти два миллиарда долларов (точнее - 1,8) на возведение комплекса Казахстану подарили Объединенные Арабские Эмираты. Договоренность об этом была достигнута во время визита главы Казахстана в ОАЭ еще в 2006 году. Поиск места под строительство (подгонка генплана и освобождение территории от других собственников - на месте будущего строительства сейчас расположены дачные массивы) занял почти три года. Лишь неделю назад между правительствами двух стран было подписано соглашение о строительстве. Точнее, меморандум о взаимопонимании по строительству многофункционального комплекса “Абу Даби Плаза” в Астане подписали вице-министр индустрии и торговли Едиль Мамытбеков и заместитель акима Астаны Ерлан Кожагапанов. С эмиратской стороны подпись поставил исполнительный директор компании “Алдар Пропертиз” Джон Буллу. Согласно документу, именно компания “Алдар Пропертиз” выступает главным застройщиком и обязуется начать работы уже в июле этого года (а закончить - в декабре 2014).
Правда, взамен долларов арабская стороны выторговала себе огромные преференции в этом комплексе (видимо, это был основной спорный вопрос в трехгодичном процессе согласования). Так, на время строительства “Алдар Пропертиз” освобождается от уплаты всех налогов. Компания не будет платить НДС и пошлины (специально для этого изменили границы СЭЗ Астаны), корпоративный подоходный налог (как пояснил глава Минфина Болат Жамишев: “Ну вы понимаете, что на период строительства будут фиксироваться убытки, и говорить о КПН не приходится”), а также налог на имущество (“Понятно, что на период строительства у компании в собственности будет лишь земельный участок и незавершенка”). Правда, социальный налог и индивидуальный подоходный налог компания все же будет оплачивать.
Новаторским пунктом этого соглашения является освобождение от налогов в период эксплуатации (“Алдар Пропертиз” отдают в управление весь комплекс на пару десятков лет). Этот пункт вызвал недоумение у парламентариев, которых в экстренном порядке правительство попросило ратифицировать соглашение. Иван Чиркалин, выражая свое недовольство уступками Кабмина арабским инвесторам, возмущенно вопрошал, где еще в мире “на период эксплуатации 25 лет никто не будет платить налоги”: “Назовите мне хоть один объект в Казахстане, построенный по такой схеме. Или в мире найдите такие объекты, которые освобождались бы на 30 лет от всех налогов на период эксплуатации”.
Болат Жамишев в ответ сообщил, что начиная с 2015 года компания “Алдар Пропертиз” будет освобождена от налога на имущество и земельный налог. А субподрядчики, которые будут работать на выкупленных или арендованных площадях, будут платить все налоги без исключения: “Другими словами, льготы есть. Но они не являются какими-то беспрецедентными”.
После таких “убедительных” слов министра палата единогласно одобрила ратификацию соглашения. Ворча в кулуарах, что Минфин так и не ответил на главный задававшийся вопрос: сколько все-таки недополучит бюджет от этих “льгот” и стоит ли вообще овчинка выделки? А заодно смутно надеясь, что, может быть, хоть этот проект превратит, наконец, Казахстан в туристическую Мекку, компенсировав все “технические” потери.
Астана |