Константин Маскаев
Очередным автомобилем, собираемым в Казахстане, станет большой, дорогой и пафосный внедорожник Cadillac Escalade. Прогресс очевиден. За семь с небольшим лет от бюджетной “Шевро-Нивы” усть-каменогорское сборочное предприятие сделало выбор в пользу особо избранной роскоши. Именно такой гордый ответ приготовили наши промышленники на вызов кризисного времени
Чуть раньше единственный казахстанский автопроизводитель должен был осчастливить соотечественников другим внедорожным “монстром”. Почти на выходе был гражданский вариант “Хаммера”. Производитель даже развернул рекламную кампанию в глянцевых журналах по этому поводу. Правда, все эти производственные перспективы натолкнулись на кризисную опалу “Хаммера”. И пусть что-то подсказывает, что, по-видимому, злополучный “Хаммер” имел только собирательное значение, но имя было названо. Вслед за чем наиболее осторожные владельцы даже на время перегнали свои “трактора” из Астаны или предпочли до лучших времен подержать их в гаражах, пересев на машины других марок.
Сложно предположить, какая палитра эмоций накрыла в тот момент наших “хаммеростроителей”. Но руководство отечественного автопрома о перспективах сборки “Хаммеров” до сих пор говорит неохотно и комментариев не дает. Собственно, природа такой линии поведения понятна и объяснима: что тут комментировать? Остается только вздыхать и не возражать публично.
Тем не менее на заводе замену опальному “трактору” нашли весьма быстро и теперь говорят о готовности поставить на конвейер отечественный Cadillac Escalade. Причем произойти это может уже в июне!
Почему выбор сделан именно в пользу таких дорогих и недоступных основной массе населения машин? Тут позиция отечественного производителя весьма прозрачна: заниматься налаживанием производства бюджетных автомобилей в Усть-Каменогорске как-то не с руки. Оно и понятно: выход с конвейера пусть и недорогой машины в сегодняшних условиях еще не гарантирует ее сбыт. Во-первых, вторичный рынок оригинальных машин пока выглядит предпочтительнее - по критериям большего доверия к качеству. Во-вторых, на том же вторичном рынке ценовые предложения (особенно в сегодняшних условиях) более выгодные. Наконец, официальные дилеры хоть и отмечают снижение уровня сбыта, о полной остановке продаж тоже пока не спешат заявлять.
По-видимому, на предприятии просчитали, что покупать бюджетные автомобили, сошедшие с отечественного конвейера, пока некому. Во всяком случае, в количестве, которое перерастает в качество, то есть делает производство рентабельным. Остается уповать на отечественного толстосума и его страсть к “дешевому” эпатажу. Число же способных приобрести очень дорогую машину - даже в условиях кризиса - не очень-то и изменилось. Именно на этих состоятельных клиентов, видимо, решил сделать сегодня ставку отечественный автопром. Ничего предосудительного, обычный буржуазный подход и желание заработать на желании отдельных личностей показать всему миру, на чьей улице вечный карнавал.
В чем можно попенять производителю, так только в манипулировании информацией. Ведь будущее изделие отечественного автопрома - подобный “Хаммеру” “монстр”. Оба автомобиля играют в одном классе громоздких нерациональных роскошных прожорливых машин. И ни тот, ни другой никак не указывают на стремление владельца к экономии и не вписываются в антикризисное сознание окружающих. (Что, напомним, и привело к известной филиппике против “Хаммера”.) Стоимость Cadillac Escalade в базовой (то есть скромной) комплектации превышает 70 тысяч долларов, объем двигателя - от 6 литров (как у трех-четырех легковушек), а ежемесячное обслуживание потянет за семейный бюджет среднего казахстанца. Для сравнения: его опальный собрат “Хаммер” обладает подобными параметрами. Объем двигателя 4-6 литров, непременно кожаный салон, все опции комфорта. Эксплуатационные характеристики тоже мало чем отличаются: оба только позиционируются как внедорожники, на деле оставаясь лишь дорогими “игрушками”, очень нечасто покидающими асфальт городов. Но раз об Escalade пока не было сказано ничего, что послужило бы препятствием, значит, его можно отнести к перспективному проекту...
Другой же, более скромный проект - выпуск экономичных малолитражек - пока отложен минимум на три года. Объясняется это отсутствием новых производственных площадей. Что в контексте нашей доморощенной гигантомании теперь вполне объяснимо. |