|
Юлиана Жихорь
Одной из доминирующих тем этой недели в Астане стала продовольственная безопасность. Об этом много говорилось на конгрессе предпринимателей, этому же было посвящено заседание Совета безопасности в Ак Орде. Выяснилось, что количество вливаемых в АПК средств не всегда соответствует ожидаемому качеству
Начал заседание Совбеза, как и полагается, президент, сообщив, что обеспечение продбезопасности вкупе с инновационным развитием АПК - “это очень большая, сложная задача”. “Мы впервые ставим аграрный комплекс, можно сказать, на первое место”, - заявил он.
Правда, за кадром остался тот факт, что в последние годы сельское хозяйство и так стало одной из самых поддерживаемых государством отраслей. “Годы села”, ежегодные многомиллиардные инъекции в отрасль (с 2003 года на поддержку и развитие сельского хозяйства было направлено свыше 500 миллиардов тенге), госфинансирование перерабатывающей отрасли и субсидирование практически всех сельхозработ.
А в результате единственным достоянием стало первое место в мире по показателю производства пшеницы - более тонны на человека. “Это хорошая цифра, но это не говорит о качественных показателях по другим видам продовольствия”, - резюмировал президент. Ибо доля сельского хозяйства в ВВП страны, “к сожалению, в последние годы не увеличивается, а снижается”. “Наверное, в связи с ростом общего объема ВВП”, - предположил Назарбаев.
Но Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, подведя итоги за 2008 год, пришел к несколько иным выводам.
В прошлом году из республиканского бюджета в АПК было направлено 80,2 миллиарда тенге. В том числе и на увеличение уставного капитала АО “КазАгро” - порядка 23,2 миллиарда. Казалось бы, деньги большие - отдача большая. Но, как посчитали в Счетном комитете, цели, задачи и результаты от увеличения уставного капитала “сформулированы без конкретных критериев и индикаторов оценки их достижения”. Более того, ни правительство, как единственный акционер, ни Минсельхоз не контролировали использование выделенных средств. В результате - финансовые нарушения на 10,9 миллиарда тенге.
Более того, “из-за отсутствия четкой координации и многозвенности управления АО “КазАгро” не достигнуты ожидаемые показатели исполнения бюджетных программ”: не построены запланированные заводы, откормочные площадки и рынки, а уже имеющиеся не загружены даже наполовину. Зато деньги на разработку ПСД уже давно списаны.
Например, в бюджете предусматривалось 2,5 миллиарда тенге на строительство откормочной площадки в ВКО. 27,3 миллиона были истрачены на разработку ТЭО, инженерно-изыскательские работы, проектно-сметную документацию и экспертизу, а затем 2,5 миллиарда перекинули на строительство откормочной площадки в ЗКО, где всех этих документов нет и в помине.
Масса претензий и к АО “Аграрная кредитная корпорация”. По мнению Счетного комитета, аффилированность между собой участников кредитных товариществ корпорации, наличие в них субъектов крупного предпринимательства, отсутствие единых нормативов установленных лимитов кредитования “привело к установлению кредитными товариществами разных ставок вознаграждения, аккумулирования кредитных ресурсов у одного или группы аффилированных лиц, что может повысить риск невозврата кредитов”.
“Отсутствие действенного механизма кредитования сельских потребкооперативов, - говорится в отчете Счетного комитета об исполнении бюджета 2008 года, - государственной поддержки крупных сельхозтоваропроизводителей, несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности и нормативных документов, предусматривающих льготный период, привело к нехватке кредитных ресурсов на переработку молока, овощей и фруктов и на реализацию других приоритетных проектов, а также к созданию вынужденного их объединения для получения льготных кредитов”. Более того, неучастникам кредитных товариществ корпорация просто не дает кредиты из госсредств.
На фоне недоосвоения бюджетных средств у Счетного комитета вызвало легкое недоумение стремление корпорации привлечь дополнительные внешние займы: у лондонского филиала “Дрезден банк АГ” заняли 136 миллионов долларов под 8 процентов годовых. Корпорация набавила еще 4 процента. В итоге средства дошли до конечного заемщика под 12,2 процента. (Еще 1,3 миллиона тенге получил посредник-агент.)
Много претензий у Счетного комитета и к АО “НК “Продкорпорация”, и даже к правительству. Последнее утвердило правила, нормы и положения которых не позволяют определить приоритетность, последовательность и сроки принятия решений об использовании зерна. А “Продкорпорация” продает зерно отдельным субъектам по оценке ниже рыночной. Например, для ТОО “Концерн “Цесна-Астык” из госресурсов было продано 20 тысяч тонн зерна по цене 158,3 доллара, при том, что рыночная стоимость составляла 237,5 доллара.
И вообще, “действующие механизмы закупа зерна в государственные резервы и процедуры его реализации из резерва комплексно не проработаны, не учитывают изменения и тенденцию на зерновом рынке”.
Ежегодно отчеты Счетного комитета пестрят замечаниями о нарушениях и недоделках и отнюдь нелицеприятными для правительства выводами: деньги уходят в песок. И каждый год правительство с завидным постоянством рапортует о миллиардах, направляемых все в ту же бездонную бочку. Ведь если природные факторы (засуха, морозы и т.п.) деньгами побороть невозможно, то благодаря вложенным за последние годы в АПК средствам Казахстан уже давно мог бы победить в очередной раз надвигающуюся “овощную инфляцию”. Но, судя по тенденции, не судьба...
Астана |