|
Юлиана Жихорь
В Астане все чаще появляются слухи о грядущей ротации правительства. Якобы именно на это указывает обострившаяся антикоррупционная кампания
Прошлогодняя первоапрельская новость об аресте экс-главы нацкомпании “Казахстан Темир Жолы” Жаксыбека Кулекеева, поначалу казавшаяся шуткой, на поверку оказалась началом целой кампании по борьбе с мздоимством и казнокрадством. С начала этого года в криминальных сводках побывал не один десяток лиц, ранее считавшихся неприкосновенными персонами по причине своего высокого положения. И это только наиболее крупные “шишки”. Персонажи помельче проходят разве что по местным сводкам. Однако общие объемы разоблачений настолько велики, что вызывают подозрения.
В первую очередь появляются сомнения в странной работоспособности финполиции, прокуратуры и КНБ, которые и предъявляли обвинения всем персонажам. Дело в том, что практически все задержанные обвинялись в “несвежих” махинациях. Например, в феврале этого года руководитель аппарата акима Уральска выбросился из окна, испугавшись, по мнению полиции, возможных обвинений в злоупотреблении служебными полномочиями в период с 2006 по 2007 год.
Такое впечатление, что правоохранительные органы получили установку - брать и установку - кого брать. (Ведь ясно, что без санкции вышестоящих начальников ни к министрам и их вице, ни к начальникам регионального уровня подступиться невозможно.) В результате сложилось ощущение, что наши спецслужбы “внезапно прозрели” - раньше граждане были идеальными служащими и вдруг одномоментно стали закоренелыми преступниками.
В принципе, новомодную политику можно вполне объяснить кризисом. Мол, надо отвлечь народ от собственных проблем и показать потуги государства в лучшем свете: не только программы разрабатывает, но и борется с “местными иудами”, растранжиривающими народное достояние на личные нужды.
С другой стороны, некоторые аналитики связывают громкие аресты крупных персон с обострившейся борьбой так называемых финансово-промышленных групп. Тем более что по стране активно муссируются слухи о возможных досрочных парламентских выборах.
Ведь одновременно с активизацией антикоррупционной кампании начались и официальные ротации в высшем эшелоне власти. Сменилось руководство ряда министерств. И это, судя по всему, не конец. В кулуарах активно муссируются слухи еще о двух готовящихся отставках. Якобы своих кресел лишатся глава КНБ Амангельды Шабдарбаев и министр обороны Даниал Ахметов.
Последний будет отправлен в отставку за только разворачивающийся скандал вокруг контрактов с израильтянами по приобретению вооружения. (Именно за это был арестован замминстра обороны Кажимурат Маерманов.) О проколе первого говорят пока более расплывчато. По некоторым сведениям, ему не простят, что погранслужба выпустила через границу руководство “БТА Банка”. А также поговаривают, что в Лондон сбежал и руководитель “Казатомпрома” Мухтар Джакишев. (Видимо, недавние заявления Татьяны Квятковской о коррупционности национальной компании все же имели под собой основания.) Вчера вечером, правда, г-н Джакишев разговаривал с корреспондентом КазТАГ из Москвы.
Однако главная интрига - отставка Кабмина целиком. В качестве основной причины смены правительства может служить тезис о том, что Карим Масимов, незаменимый кризис-менеджер для разработки антикризисной программы, выполнил свою роль. Теперь настало время для хорошего исполнителя, в качестве которого в коридорах власти все чаще называется фамилия нынешнего первого вице-премьера Умирзака Шукеева.
Кроме того, на грядущую отставку указывают и все сопутствующие признаки - газеты запестрели хвалебными (и явно заказными) статьями в адрес правительства, ротация кадров для “скелета” будущего Кабмина проведена.
Открытым остается лишь вопрос о сроках возможной отставки. Учитывая тот факт, что состав правительства утверждается парламентариями, не исключено, что смена Кабмина может произойти уже до конца июня этого года - то есть до завершения парламентской сессии. Кстати, до 1 июня должен завершиться процесс рефинансирования ипотечных кредитов (который сейчас движется низкими темпами).
Кстати
Константин Маскаев
Заместителя министра обороны Казахстана генерал-лейтенанта Кажимурата Маерманова поместили в следственный изолятор КНБ в рамках уголовного дела по поводу растраты государственных средств высокопоставленными сотрудниками МО, отвечавшими за заключение контрактов с израильскими компаниями “Оборонная промышленность” и “Солтам Системс”.
Следствие установило, что контракты с этими фирмами по приобретению реактивных систем залпового огня “Найза” и модернизации артиллерийских систем “Семсер” и “Айбат” заключались с 2006 года под непосредственным руководством К. Маерманова. На эти системы Казахстан потратил 190 миллионов долларов, а ущерб государству от действий подозреваемых оценивают в сумму, превышающую 82 миллиона долларов.
По данным КНБ, после того, как из артиллерийских систем было произведено всего несколько залпов, 80 процентов из них вышли из строя.
Следует отметить, что часть артиллерийских систем, фигурирующих в расследовании, уже готова к поставке. Не далее как 4 апреля под Таразом прошла демонстрация новых вооружений, куда был приглашен и наш корреспондент. Журналистам показали 122-миллиметровую самоходную гаубицу “Семсер”, установленную на КамАЗе, и самоходный 120-миллиметровый миномет “Айбат”, разработанные для казахстанской армии израильской компанией “Солтам”.
Однако, по словам заместителя председателя Комитета начальников штабов Министерства обороны Казахстана Бахытжана Ертаева, “Семсер” и “Айбат” на вооружение пока не приняты и “акт приема-передачи” казахстанской стороной не подписан. |