|
Константин Маскаев
Казахстанская морская кругосветная экспедиция Terra Vita осталась без средств и стоит последние десять месяцев. Об этом мы сообщили в одном из предыдущих номеров и к сегодняшнему моменту собирались получить подробности у организаторов - руководства Центрально-Азиатского географического общества (ЦАГО). Но президента ЦАГО нам пока не удалось заполучить в качестве собеседника. Сайт terravita.kz заблокирован. Нам пришлось пока использовать другие источники, чтобы разобраться, на какой стадии застопорился проект и каковы его перспективы
Многие помнят, как все начиналось. Но не многие знают. Все было, если не впервые и вновь (тут организаторы изначально были несколько самонадеянны, поскольку в кругосветные плавания из Актау моряки уходили и раньше), то таких масштабных походов до этого действительно никто не предпринимал. Большую парусную яхту “Чокан Валиханов” длиной 14,39 метра, шириной 4,25 метра, водоизмещением 10,5 тонны и стоимостью 600 тысяч евро построили во Франции весной 2007 года. В июне того же года судно было спущено на воду и своим ходом пришло в порт Актау.
За несколько месяцев до этого из тысяч претендентов путем сложнейших многодневных испытаний были отобраны будущие покорители морских просторов - обычные “сухопутные” жители казахстанских городов, которые в дальнейшем прошли обучение в яхтенной школе в Таиланде.
Проект собирались сделать в формате реалити-шоу, поэтому на борту работал ставший моряком профессионал-телеоператор. Все перемещения яхты, суровые будни команды и встречи в портах должны были стать циклом телепередач, который преследовал общеобразовательную, познавательную цель. Сам проект, стартовавший под девизом “Мы открываемся миру - мир открывается нам”, должен был показать этому миру две вещи. Несведущее человечество должно было, во-первых, узнать о такой стране, как Казахстан, во-вторых, понять, что этой самой стране, расположенной внутри материка и не имеющей выхода к океану, по плечу такая громкая рекламная акция, как многодневная кругосветная экспедиция с участием нескольких человек.
Идея проекта выглядела очень достойно и привлекательно. Даже президент страны почтил своим посещением отправку яхты в плавание и передал команде государственный флаг.
Но если вдаваться в подробности, то обнаруживаешь многочисленные следы просчетов, которые теперь пытаются отнести на счет Григория Евсеева - руководителя ЦАГО, автора и вдохновителя экспедиции. И которые теперь оборачиваются досадными обстоятельствами, препятствующими продолжению проекта.
Настоящие профи и “морские волки” появились в проекте в большей степени по собственной инициативе. Узнав о проекте из СМИ, они просто трезво оценили всю авантюрность затеи пуститься в кругосветное плавание сухопутным (пусть и наскоро обученным) составом. И, по их словам, навязали свое содействие в решении многих вопросов: не могли сторонне наблюдать, “как потенциально привлекательный проект превратится в фарс”. Так, например, вопросы строительства и подготовки лодки к длительному автономному пребыванию в море курировал директор актауского яхт-клуба Андрей Чулаков, а капитаном стал опытный мореход и яхтсмен Александр Лавринов. Но прежде чем предоставить им слово, не вдаваясь в подробности, вспомним, каким выдалось следование “Чокана Валиханова” от стапелей до гваделупской марины.
Заявленные прежде сроки старта экспедиции неоднократно переносились. Затянулся сам этап постройки судна. Сухопутные романтики здесь, в центре Алматы, строили планы и объявляли сроки, в которые подготовка яхты не укладывалась. Затем судно отправилось в Актау транзитом через территориальные воды России. Вовремя нерешенные вопросы с многочисленными министерствами и ведомствами РФ привели к длительному аресту яхты. 25 сентября 2007 года яхта покинула порт Актау.
А уже 19 декабря “Чокан Валиханов” стал на гарантийный ремонт близ Марселя. И хотя в ЦАГО говорили о “незначительном двухнедельном ремонте”, переход через Атлантический океан команда смогла предпринять только спустя два месяца: в порту чинили регулярно глохнувший двигатель, опреснитель, радиолокатор, подтянули рулевое управление и заменили автопилот, установили ветряной и гидрогенераторы - альтернативные источники энергии. Также произошли серьезные замены в экипаже: не все решились на переход через океан, кто-то выбыл по состоянию здоровья. Зато экипаж усилили профессиональным яхтсменом из Балхаша.
Переход через океан казахстанцы начали с Канарских островов только 25 марта 2008 года. Сообщение о завершении перехода пришло 15 апреля, когда казахстанское судно пришвартовалось к берегам Барбадоса. Тогда же ЦАГО оповестило СМИ: “Наша команда сделала огромный рывок, преодолев Атлантику за три недели. В данный момент яхта движется к побережью Мексики через Панамский канал”. Правда, уже 24 апреля организаторы исправляются: “Сейчас яхте предстоит небольшой ремонт, который займет около недели. Затем “Чокан Валиханов” пройдет вдоль побережья Мексики, через Панамский канал и направится в сторону США”.
Как теперь известно, с Барбадоса яхта ушла совсем недалеко: во время перехода через Атлантику у яхты вышли из строя радар, карты плоттера, опреснитель, а также началось расслоение пера руля. Поэтому команда была вынуждена направить “Чокана Валиханова” на французский остров Гваделупа, где располагается филиал компании “Пушон”, на гарантии у которой стоит оборудование яхты.
“Французские специалисты обязались устранить все без исключения неполадки в течение ближайшего месяца, после чего яхта возьмет курс через Карибское море в сторону Панамского канала!” - вновь сообщают в ЦАГО.
Наконец в начале мая оптимистичные реляции уступают место суровой и неприятной действительности: у ЦАГО пока (?) нет денег на продолжение проекта. Экипаж и капитана эвакуируют на родину и говорят, что “команде устроили каникулы, дали возможность отдохнуть”. ЦАГО пытается вести переговоры в Астане, Григорий Евсеев выражает надежду, что “к лету государство нам поможет, по крайней мере, нам это было обещано”. Якобы даже имеется распоряжение премьер-министра в адрес Министерств туризма и спорта, а также культуры и информации о том, чтобы “была оказана какая-то поддержка проекту”.
Но вопреки ожиданиям министерства никак не реагируют. И на стадии подготовки, и во время реализации проект поддерживался только группой энтузиастов и частными коммерческими структурами.
- Это здесь, на суше, кажется, что ветер надувает паруса бесплатно, - говорит опытный мореход Андрей Чулаков, консультант проекта и один из разработчиков маршрута экспедиции. - На деле же любой заход в порт, стоянка судна, питание экипажа, топливо и прочее выливаются в значительные суммы. И сейчас, пока судно оставлено в Гваделупе, за его стоянку нужно будет заплатить по договору дежурному капитану, поскольку яхта не просто занимает определенное место у пирса. Она подключена к электроэнергии, по договору ее периодически осматривают, запускают двигатель, дважды в неделю моют пресной водой и проводят другие регламентные работы.
- На самом деле временная стоянка - это не катастрофа для кругосветки, продолжает он, - так обычно поступают многие кругосветчики. Например, оставляют яхты на сезон непогоды и возвращаются позже, чтобы продолжить маршрут - ведь это не регата и не гонка. Так же можно продолжить и казахстанскую кругосветку. Были бы деньги. Но, по мнению Андрея Чулакова, Григорий Евсеев, “по-видимому, уже опустил руки и не собирается продолжать проект”. Андрей выражает по этому поводу крайнее сожаление: “Гриша затеял очень хорошее дело, собирался рассказать всему миру о Казахстане, показать наш потенциал и возможности. Недавно я говорил об этом проекте на пресс-конференции на яхтенном салоне в Дюссельдорфе. Все, кто присутствовал, выражали огромный интерес и к кругосветке, и к Казахстану. И позже подходили, расспрашивали. Такой проект действительно привлекает интерес к нашей стране. Украинцы ставили наш проект в пример - на правительственном уровне!”
Капитан Александр Лавринов также со сдерживаемой досадой говорит о затянувшейся паузе в кругосветке: “Раньше Гриша держал меня в курсе того, что происходит. Теперь около двух месяцев от него не поступало никакой информации”.
Вместе с тем он добавляет, что экипаж даже на стадии временной остановки в пути сделал все от него зависящее. Переход через Атлантику прошел без потерь, никто из членов экипажа не выбыл ни по болезни, ни по психологическим мотивам. Парни честно справились с поставленной задачей и готовы были продолжать экспедицию.
Он также отметает слухи о том, что яхта брошена. Она находится под присмотром и после незначительной подготовки могла бы отправиться в дальнейшее плавание.
По поводу организационных моментов он считает, что прежде, чем отправляться в кругосветку, было бы полезным в течение нескольких месяцев поводить яхту по ближним водам: Каспию, Черному и Средиземному морям. Таким образом, были бы выявлены нюансы данного конкретного судна. Затем бы последовала подготовка яхты к более жестким условиям длительного перемещения через океаны.
Надеются на достойное продолжение проекта и многие, кто следил за его реализацией: телезрители, журналисты, просто неравнодушные к своей стране граждане.
Лавринов говорит, что интерес к казахстанскому флагу был во всех маринах, где яхта делала остановку. Приходили десятки мореходов, чтобы поинтересоваться, что за яркий аквамарин с солнечным диском и орлом посередине развевается на самом верху мачты. Охотно рассказывали, показывали на карте, делились сувенирами. Все без исключения относились к проекту с восхищением и желали отважным казахстанцам удачи. То есть проект даже в таком усеченном виде выполнял свою функцию.
Итак, сегодня мы имеем широко разрекламированный амбициозный, но весьма продуктивный проект, разработанный и реализуемый исключительно частными лицами и общественными организациями. Причем проект, который отчасти решает и государственные задачи дипломатического и гуманитарного характера. Внимание к проекту со стороны президента и премьера, к сожалению, не нашло отклика в недрах и планах профильных министерств. Удивительное, к слову, но, увы, привычно нерациональное отношение чиновничества.
Оба названные министерства, можно сказать, получили готовый проект, который полностью соответствует целям и задачам по популяризации страны за рубежом и развитию спорта, и даже не пытаются оказать содействие. По какой причине чиновники не видят партнера в лице ЦАГО, можно догадаться. Но пока время распорядилось так, что в непростой экономической ситуации без помощи государства проект может быть свернут.
Важно понимать, что ЦАГО выступило под флагом Казахстана. И теперь все неудачи экспедиции будут приняты именно, как неспособность Казахстана реализовать заявленное и обещанное. |