|
Юлиана Жихорь
Многолетние усилия Казахстана по экономической интеграции с ближайшими соседями, казалось, близки к цели - до создания единого Таможенного союза рукой подать. Все бы ничего, только российская сторона справедливо опасается, что с созданием единой таможенной зоны “буферная зона” для афганских наркотиков в виде казахстанской таможни перестанет существовать. Кстати, именно этот вопрос является тормозом Таможенного союза. Северные соседи сомневаются в полной отдаче казахстанских спецслужб в борьбе с наркотрафиком
С точки зрения последних, с работой они справляются отлично. Просто в последнее время, заявляют они, объем трафика значительно возрос. И в свою очередь обвиняют таджикские власти в некачественном противодействии наркоторговле. Кстати, сегодня пятая часть всех афганских опиатов проходит через территорию Казахстана. Улов же исчисляется, в лучшем случае, единицами тонн.
В МВД, КНБ и таможне это объясняют особенностями казахстанского законодательства и отсутствием у служб спецтехники. Обеим спецслужбам второй год срезают расходы на материально-техническое оснащение антинаркотических КПП на границе. Аналогичная ситуация и с МВД, которому в нынешнем году секвестрировали более 45 миллиардов, предназначавшихся для закупки автотранспорта для подразделений “Дельта-Юг” и “Долина”, которые должны обеспечивать чистоту южных рубежей.
Более того, на нынешний год на борьбу с наркоманией и наркобизнесом в рамках спецстратегии планировалось израсходовать 17 миллиардов тенге, однако республиканская бюджетная комиссия (во главе с премьер-министром) в процессе рассмотрения сократила запрашиваемую сумму на 93 процента, выдав в итоге всего миллиард 238 миллионов.
Теперь же Карим Масимов пытается найти наркомафию в рядах тех самых структур, которым урезал средства на борьбу с оной.
“Неужели крупный наркоторговец повезет через границу товар, если он на 100 процентов не будет уверен в том, что ему все наши спецслужбы вместе взятые обеспечат зеленый коридор? Никогда не повезет. Значит, коррупция внутри”, - резюмировал он и потребовал создать очередную тайную полицию для поиска “скрытых врагов”. “Всех вскроем - мало никому не покажется”. “Мы должны выявить всех людей, которые находятся во власти, в правоохранительных органах, местных органах власти, которые все эти дела крышуют. Потому что если мы это не решим, сколько бы сканеров ни ставили на границе, они все равно будут ходить”, - вот так обосновал премьер свои прошлые решения о секвестрировании стратегии на борьбу с наркобизнесом.
Абсолютно справедливые слова, хотя и несколько неожиданные из уст премьера. Правда, вряд ли они ускорят желаемое создание единой таможенной зоны.
Войска
против бизнеса
Единственное, что в таких условиях может предложить Казахстан, это в очередной раз взять под контроль Чуйскую долину. Весь транспорт, выезжающий оттуда, будет подвергаться строгому досмотру, сама территория контролироваться вертолетами МЧС и Министерства обороны. “Это не карантин, а вынужденная мера, - предупреждает МВД. - Очевидно, это вызовет жалобы, но иначе никак не решить этот вопрос”. (Стоит отметить, что в прошлые годы столь же серьезные заградительные меры не давали стопроцентных результатов - в кофе-барах Голландии на марихуану из Чуйской долины дефицита не наблюдалось.)
В очередной раз Казахстан вскользь упоминает проект, впервые прозвучавший еще в 70-е годы прошлого века - построить в долине завод по переработке конопли. Но, видимо, Казахстану гораздо “выгоднее” бороться с легкими наркотиками военными силами, нежели один раз согласиться на строительство предприятия. “Очевидно, этого не предвидится”, - нечаянно проговорился министр внутренних дел.
Тест на выживание
Тем временем ситуация внутри Казахстана также продолжает оставаться напряженной. По данным МВД, сегодня в стране почти 55 тысяч наркозависимых. То есть почти один процент от работоспособного населения. Из зафиксированных на сегодня наркозависимых десятая часть (пять тысяч) - женщины, еще 4 тысячи - несовершеннолетние. 30 тысяч - граждане в возрасте от 14 до 30 лет.
И это только официальные данные. Как признают в МВД, реальные цифры могут быть выше в разы.
Причем в самое ближайшее время в полиции ожидают ухудшения ситуации: “Экономические трудности, безработица очевидно усугубят ее, - сообщил глава МВД Бауржан Мухамеджанов. - Люди в поисках заработка будут больше вовлекаться в наркобизнес и преступные группировки, усилится поток наркокурьеров из Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана”.
Полицейские считают (уже не в первый раз), что государству давно пора усилить пропагандистскую работу. На сей раз в правительстве сетовали на традиционное отсутствие средств на массовое изготовление социальных видеороликов. Но главное - на чрезмерную дороговизну их размещения на телевидении. Мол, 100 тысяч тенге за один прокат ролика - непомерная цена для госбюджета.
Кроме того, по мнению полиции, не стоит сажать в тюрьму всех мелких распространителей, которыми чаще всего являются сами наркоманы. По мнению Мухамеджанова, из мест заключения выходят не мелкооптовые преступники, а чуть ли не готовые наркобароны.
Вместо этого было предложено заменить для них тюремный срок принудительным лечением. Мол, в Китае такая практика дает положительные результаты.
Предложено поддержать и добровольцев, желающих избавиться от наркозависимости. Сейчас в стране функционирует 27 специализированных клиник, которые, по мнению МВД, следует поддержать льготами.
А тем временем в очередной раз было предложено ввести всеобщее тестирование на употребление наркотиков: школьников, студентов и госслужащих. Для чего следует принять специальный закон, несмотря на протесты правозащитных НПО, опасающихся разглашения сведений о таком заболевании граждан. “Я думаю, ничего в этом страшного нет, если мы сделаем принудительное тестирование госслужащих и всех детей. В школах же продают наркотики, все об этом знают. И смотрим спустя рукава”, - дал “добро” Карим Масимов, поставив точку в этом спорном деле.
Видимо, скоро в парламенте появится соответствующий законопроект, запрещающий болеть наркоманией без пристального внимания государства.
Астана |