|
Юлиана Жихорь
Поверив в устойчивость национальной валюты и слабость американского доллара, казахстанцы легкомысленно последовали советам правительства хранить накопления в тенге и в результате потеряли четверть всех денег, поминая “добрым” словом “автора задумки”... Дело, конечно, уже прошлое. Но, судя по всему, Кабмин не уверен, что сможет удержать и нынешний курс, а потому предложил народу переводить накопленные средства в... золото. Правда, сия идея была преподнесена правительством устами депутатов
Законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам валютного регулирования и валютного контроля”, обсуждаемый в парламенте с ноября прошлого года, не предрекал ничего скандального. Прописали размеры декларированных сумм для ограничения незаконного “утекания” денег за рубеж, и, казалось бы, все. Но нет. В процессе работы над документом правительство умудрилось руками депутатов из Комитета по финансам и бюджету внести ограничения маржи для обменных пунктов при операциях с валютой и разрешить резидентам использовать аффинированное золото в слитках в качестве средства платежа в операциях.
Ряд депутатов возмутили обе эти поправки.
Для начала они обвинили Нацбанк в давлении на обменные пункты. А все попытки зампредов Нацбанка Данияра Акишева и Бисенгали Таджиякова заверить мажилисменов, что, мол, мера эта временная и антикризисная, встретили со стороны народных избранников скептическое “фи”. “Такое ограничение мы хотели вводить на период ажиотажного спроса на иностранную валюту, так как в этих условиях ажиотажа происходят значительные колебания курсов в обменных пунктах... - уверяли банкиры. - Чтобы Нацбанк мог наказывать обменные пункты, которые превышали эту маржу”. “Кризис начался не вчера. Уже 2 года как длится. Почему вы заранее не внесли эту норму в законопроект?” - негодовал спикер палаты Урал Мухамеджанов.
Таджияков попробовал было извиниться, но получил в ответ язвительное: “У нас, у депутатов, возникает смутное подозрение, что нашими руками хотят сделать что-то не очень хорошее”.
Например, опосредованно поддержать политику Нацбанка по закрытию обменных пунктов. “Почему правительство не ввело коридор на хлеб, сахар, мясо, молоко, то есть на продукты первой необходимости в условиях девальвации и кризиса?.. Здесь мы ничего не хотим делать. А вот обменные пункты... 100 лет не было урожая на мак - и голода не было. Так и с обменными пунктами”, - заявил главный противник новых поправок Иван Чиркалин.
Но председатель Комитета по финансам и бюджету Гульжана Карагусова так не считает. Более того, по ее словам, данная мера - защита простых граждан, взявших кредит в долларах. Мухтар Тиникеев, также выступавший против депутатско-нацбанковских поправок, не удержался от шпильки: “Мы один раз послушали одного министра труда, и у нас пенсионеры без штанов остались. Сейчас еще раз прислушаемся к этому мнению - у нас бизнесмены без штанов останутся”. (До депутатского кресла Гульжана Карагусова несколько лет занимала пост министра труда и социальной защиты населения. - “НП”).
А Тито Сыздыков добавил, что, вводя коридор маржи для обменников, “правительство на себя берет ответственность и за будущие колебания курсов тенге. И за будущие возможные девальвации, которые предлагает руками правительства сделать Нацбанк”. “Революции придумывают гении, исполняют патриоты, а плодами пользуются проходимцы, - напомнил Тиникеев. - Не надо прятаться за плечи народа. Мы как раз вот эти поправки и делаем для каких-то проходимцев, для богачей. Где вы видели колхозника с долларами в руках?”
Но самые большие дискуссии развернулись вокруг золота. В принципе, идея хранить сбережения в золоте не нова. Во всем мире золото, как и прежде, считается самым надежным капиталовложением. Покупать и продавать слитки можно и у нас. Другое дело, что теперь в Казахстане хотят разрешить физическим и юридическим лицам рассчитываться ими друг с другом за товары и услуги.
Депутаты в один голос заявили, что правительство вкупе с Нацбанком намерено создать в стране альтернативную валюту, и это может привести к ослаблению курса тенге. Более того, обвинили коллег и Национальный банк в лоббировании.
Почти час депутаты, перекрикивая друг друга и членов правительства, пытались уверить себя и коллег в неверности данной нормы. Правда, нашлись и защитники банковской идеи. Например, Серикжан Мукашев посчитал, что никакой параллельной валюты не будет: “Нет у нас настолько богатых людей и в таком количестве, чтобы это приобрело массовый характер”. Но предложил “думать и о тех людях, которые за годы суверенитета, за годы становления нашей республики накопили достаточно большие денежные средства, в том числе и в тенге: для них будет реальная возможность защитить свои запасы, купив золото в слитках”.
В общем, проспорив битый час, парламентарии все же одобрили законопроект во втором чтении. Правда, треть палаты все же высказалась против спорных норм. Теперь решать вопрос маржи для обменников и золотых слитков для казахстанцев будут сенаторы.
Астана
АФФИНИРОВАННЫЙ ДРАГОЦЕННЫЙ МЕТАЛЛ: драгоценный металл в слитке, гранулах, порошке, полученный в результате отделения металлов (золота, платины, серебра) от примесей. |