|
Юлиана Жихорь
Вчера в Астане завершил работу II Астанинский экономический форум “Экономическая безопасность Евразии в системе глобальных рисков”. Президент Казахстана вернулся к тезису о необходимости единой новой мировой валюты или хотя бы континентальных валют и в качестве таковой предложил новый вариант будущей единой валюты на территории ЕвразЭС - евраз или евразия. Однако реакция на это приглашенных мировых экономических светил была разной. От умеренной: кризис закончится лишь тогда, когда стоимость активов опустится на самое дно, и до этого времени идеи единой мировой валюты будут оставаться лишь идеями. До радикальной: кризис не кончится никогда
Международный экономический форум в Астане - инициатива не политиков, а плод усилий ученых-экономистов: организаторами выступила ассоциация “Евразийский экономический клуб ученых”. Именно поэтому на форуме решить проблемы мировой экономики с научной точки зрения попытались ученые из более чем 40 стран. В их числе и два лауреата Нобелевской премии по экономике - профессора Эдмунд Фэлпс и Роберт Манделл.
Открыл форум президент Казахстана: “Сегодня в Астане собрались представители элиты со всего мира, которые, как никто другой, способны заглянуть в будущее”. И заговорил, как и полагается, о своем видении путей выхода из кризиса - переформатировании всей мировой финансово-валютной системы: “В основе нынешнего кризиса лежит противоречие между произведенным обществом реальным валовым продуктом и спекулятивным капиталом, не обеспеченным реальными активами. Произведенный продукт в мире рассчитывается как 40 триллионов долларов, а капитал превышает 400 триллионов долларов. Нужно взять на себя смелость и признать, что сегодняшняя мировая валютно-финансовая система безнадежно отстает от современного мира и его потребностей. Она явно тормозит развитие всего мира”.
“Косметический ремонт мировой валютно-финансовой системы, не затрагивающий корней этих противоречий, ни к какому явному улучшению нас не приведет. Наверное, очень удобно все неурядицы экономики, отсутствие инициативы и ответственности списывать на невидимую руку рынка. Но мир уже дошел до той поры, когда ответственность за наше будущее мы сами должны взять в свои руки”.
Президент вновь озвучил мнение о том, что “перезагрузкой” системы должна стать новая мировая валюта. Для этого, по его мнению, необходимо принять всеобщий закон о мировой валюте, подписанный и поддержанный парламентами большинства стран мира, одобренный ООН. “На этом рынке должны быть категорически исключены любые привилегии для отдельных групп эмитентов мировой валюты.
Такая система могла бы стать основной для создания первой в истории человечества абсолютно законной, легитимной мировой валюты, для чего нужно снять или хотя бы перераспределить нагрузку со старой, дефектной мировой валюты и перенести ее на систему региональных, континентальных валютно-расчетных единиц”. Это бы послужило переходным этапом для введения единой мировой валюты.
Единовалютная идея стала одной из основных тем дискуссии. Лауреаты Нобелевской премии высказывались достаточно скептически, не отрицая, впрочем, вероятность “планов на перспективу”.
“Валют в мире слишком много, не думаю, что государства легко откажутся от них”, - предостерег нобелевский лауреат по экономике 1999 года Роберт Манделл. Добавив, впрочем: “Я аплодирую этой идее Назарбаева”. Правда, как сообщил профессор, в настоящее время было бы полезнее добиваться не новой мировой валюты, а взаимной поддержки курсов доллара и евро для стабилизации курса в коридоре 1,2-1,4.
Нобелиат 2003 года Эдмунд Фэлпс поддерживает коллегу: “Уж точно нет необходимости в более чем 160 национальных валютах в сегодняшнем мире”. Его предложение - для начала подумать хотя бы о региональных валютах: “Но это гигантский шаг - перейти от этого наблюдения к идее, которая сама по себе является очень интригующей”.
Экс-президент Европейского банка реконструкции и развития г-н Жан Лемьер считает, что мир уже готов к “единовалютию” - есть пример еврозоны. По мнению Лемьера, если бы не было евро, нынешний кризис имел бы гораздо более глубокое влияние на европейские страны.
Президент Исламского банка развития (ИБР) Ахмад Мохаммед Али Аль-Мадани предпочел высказаться осторожно, предложив подумать о международно признанной системе исчисления, которая могла бы состоять из целого ряда валют и которая могла бы использоваться для всех международных расчетов, будь то торговля или валютные международные отношения.
Глава Минэкономики Казахстана Бахыт Султанов считает, что главное в валютном вопросе - создать единую систему привязки, чтобы она была законной и справедливой.
Но пока до мировой справедливости далеко, и наблюдателей волнуют текущие проблемы. А именно - вопросили, когда же, по мнению ученых, закончится кризис.
Профессор Манделл считает, что “этот кризис не закончится никогда”, поскольку его последствия будут всегда ощущаться в будущем: “Мир потерял часть своего богатства. Все зависит от экономических стратегий.
Если инфляция в США останется на уровне предыдущих пяти-шести лет, и если доллар разрешат обесценить, и снизятся ставки корпоративного налога, потому что этот сектор облагается дважды, то, думаю, что восстановление могло бы произойти очень даже легко к середине этого года, - заявил он. - Но я думаю, что администрация Обамы будет администрацией высоких налогов. И это не приведет к росту расходов в будущем. Если Федеральная резервная система продолжит вкачивать деньги в экономику США, она начнет восстанавливаться к третьему кварталу этого года. Европа вступила в рецессию позже и выйдет к началу следующего года”.
По мнению Фелпса, кризис закончится, “когда стоимость активов опустится на самое дно, когда банки перестанут давать отчеты о своих доходах и потерях”. При этом, считает профессор, конец кризиса еще не означает конца рецессии: “Мы не вернемся к предыдущему уровню благосостояния, пока полностью не пересмотрим финансовую систему, чтобы она обслуживала именно бизнес-сектор”.
“Выступления спикеров говорят сами за себя, они превосходят наши ожидания, которые мы, как организаторы, ставили перед собой во время проведения форума”, - прокомментировал результаты первого дня форума министр экономики Казахстана. А Нурсултан Назарбаев остался при своем мнении, посчитав, что вопрос о создании мировой валюты мог бы войти в повестку дня всех крупнейших политических органов и саммитов, включая G8 и G20.
А в кулуарах II Астанинского Экономического форума уверенно заверяли друг друга и прессу: вопрос о единой валюте станет одним из ключевых вопросов на ближайшие годы.
Астана |