|
Зарина Абденова, Андрей Губенко
Пока правительство судорожно латает самые броские пробоины, что кризисные залпы оставили в казахстанской экономике: вливает деньги в банки и строительство, заключает меморандумы с градообразующими предприятиями, чтоб те не увольняли рабочих, и прочее - гигантская течь незаметно образовалась совсем в другом месте, там, откуда проблем как будто не ждали.
На грани дефолта оказался практически весь казахстанский малый и средний бизнес: по данным Торгово-промышленной палаты, сегодня под угрозой ликвидации более двух третей (70 процентов) отечественного МСБ. Может, для республиканского бюджета это и не столь катастрофично, а вот для бюджетов местных, пополняющихся, главным образом, за счет налогов предпринимателей, это чревато полным крахом.
Кроме того, на повестке дня стоит вопрос о самом существовании среднего класса - того самого, что страна усердно пытается взращивать со времени обретения суверенитета, и который должен был, по идее, стать гарантом ее стабильного развития
Справедливости ради оговоримся, что проблемы МСБ, конечно, не такие уж и неожиданные. Сотни тысяч нарождающихся казахстанских буржуа встали “на колени” из-за прогнозируемых в общем-то недоступности кредитов и снижения покупательской способности населения. Более того, государством даже предпринимались какие-то способы помощи МСБ. В частности, продлен мораторий на налоговые проверки его субъектов. Да и на кредитование отечественных бизнесменов деньги как будто даже были выделены; разговоры об этом, во всяком случае, ходят еще с октября прошлого года.
Вот только деньги пока так и не дошли до реального сектора, да и процентные ставки в 12,5 процента, похоже, никак не рассчитаны на эту не самую процветающую категорию населения...
Что до моратория, то 1 июля он, вероятнее всего, закончится, и мы уже представляем себе озлобленных изголодавшихся мытарей, планирующих стремительные и опустошительные блиц-криги по всему, что шевелится.
В то же время ситуация пока еще небезнадежна. Вариантов государственной поддержки в виде различных механизмов и инструментов в мировой практике достаточно много, но только о них почему-то до сих пор не слышат чиновники страны. В частности, реальной помощью для МСБ может послужить введение налогового патента (суммарный налог, вносимый авансом за год, после чего бизнесмен освобожден от фискальных проверок и ежеквартальной отчетности), который пользуется успехом в Европе.
В Казахстане же приобрести налоговый патент могут только индивидуальные предприниматели (не имеющие наемных рабочих). Такая система уплаты налогов позволяет им более полно заниматься коммерческой деятельностью и не задумываться об отчетах.
Введение подобной практики для МСБ могло бы реально помочь бизнесу в условиях кризиса. С инициативой распространить практику налогового патента для малого бизнеса представители Алматинской ассоциации предпринимателей (ААП) выступали неоднократно, в частности, перед принятием нового Налогового кодекса. Но, к сожалению, их инициативу не поддержали.
А между тем ничего революционного в этом нет. Эксперимент патентной системы налогообложения в Казахстане впервые был введен еще в 1994 году, тогда в Налоговом кодексе был целый раздел, посвященный работе по патенту.
- Мы тогда разработали до 6 видов патента, стоимость которых зависела от многих факторов, в том числе и от местонахождения предприятия, - рассказывает вице-президент ААП, кандидат экономических наук Марал Топиев, который выступал экспертом при создании раздела. - После введения патента в альтернативный вариант налогообложения за один лишь первый квартал в Алматы было легализовано сразу до 40 процентов малых предпринимателей, при этом уже на следующий год налоговая база патентников выросла в три раза. В связи с этим был отмечен высокий рост поступления налогов в бюджет, сократилась коррупция, а также вышли из тени предприниматели малого бизнеса.
Правда, после по неизвестной причине в предоставлении патентного налогообложения сузили зону для предпринимателя до одного наемного работника и суммы оборота до 1-1,5 миллиона тенге. Понятно, что по такой системе ни один предприниматель работать не может. Разве что сапожник в своей мастерской.
А идея, тем не менее, остается актуальной и сейчас, как никогда. Более того, зону выдачи патента для МСБ следует даже расширить. Так, Марал Топиев считает, что такое налогообложение должно предусматривать до 7 работников в сфере торговли и до 25 человек на мелких производственных предприятиях. А другой наш эксперт, директор Центра обслуживания предпринимателей Владимир Ермаков, полагает, что необходимо увеличить рамки патента “до 10-20 миллионов тенге под 4 процента для субъектов малого бизнеса и юридических лиц, зато предприниматель заплатил налог и свободно занимается своим бизнесом, а приобретенный патент становится своеобразной “верительной” грамотой для налоговиков”.
Очевидно ведь, что от расширения зоны патента выиграет как государство, так и бизнес.
- Вся работа будет сосредоточена на развитии бизнеса, а не на подготовке к проверкам, потому что сейчас предприниматели тратят львиную долю своего времени на сотрудничество с государством (58 контролирующих органов), отчего предпринимательство и не растет, - считает вице-президент ААП. - Да и деньги с МСБ будут собираться в казну, а не в карманы предприимчивых фискалов.
При этом не стоит забывать, что патент - альтернативный вариант налогообложения. Каждый предприниматель самостоятельно выбирает для себя налоговую схему. Либо обычная (налогов меньше, но зато постоянные проверки), либо патент (налогов больше, зато “спи спокойно”).
Уверены, однако, что при таком раскладе большинство бизнесменов сделают свой выбор в пользу последнего. |