|
Алла Иванилова
Госдепартамент США в докладе о торговле людьми за 2019 год внес Казахстан во второй контрольный список, поскольку абсолютное число жертв таких преступлений в стране увеличилось. Правительству РК дали ряд рекомендаций. Между тем нахождение в этом контрольном списке может повлечь со стороны Штатов определенные санкции
В конце 2019 года государственный департамент США опубликовал ежегодный доклад о торговле людьми. В документе представлена ситуация в странах по борьбе с этой преступной деятельностью. Государства поделили на четыре уровня на основе соответствия “минимальным стандартам для ликвидации торговли людьми” - 1, 2, 2 watch list (контрольный список) и 3. Казахстан впервые отнесен к уровню 2 watch list. При этом с 2012 года наша страна всегда находилась на уровне 2. “Правительство Казахстана не в полной мере соблюдает минимальные стандарты для ликвидации торговли людьми, однако делает значительные усилия для достижения цели. Эти усилия включают в себя принятие поправок, которые увеличили уголовные наказания для торговцев людьми и отменили возможность предполагаемым торговцам заплатить жертвам в обмен на отмену уголовного дела. Однако правительство не продемонстрировало общее увеличение усилий по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Усилия правительства по выявлению и защите жертв недостаточны в сравнении с общей численностью населения”, - говорится в документе TIP Report 2020, опубликованном в июне этого года.
Авторы доклада представили 11 рекомендаций для улучшения позиции. Среди них “усилить меры по выявлению пострадавших от торговли людьми среди уязвимых групп населения и перенаправлять пострадавших туда, где им может быть оказана помощь”, “существенно увеличить объем помощи, доступной для иностранных пострадавших от торговли людьми, обеспечить выявление и оказание помощи таким пострадавшим вне зависимости от их участия в расследовании и уголовном процессе”, “обеспечить расследование преступлений, связанных с торговлей людьми, и привлечение виновных к ответственности”. Эта ситуация стала поводом для обращения Уполномоченного по правам человека в Казахстане Эльвиры Азимовой к Премьер-Министру РК. По ее словам, вхождение впервые в “контрольный список” говорит о том, что государство своевременно не представило доказательств по борьбе с торговлей людьми. Официальная статистика по выявленным случаям и привлечению к уголовной ответственности существенно ниже, чем в соседних странах, для которых Казахстан является страной назначения, включая Кыргызстан и Узбекистан. Это может указывать на недолжный уровень работы по выявлению, расследованию и наказанию за такие преступления, считает омбудсмен. В одном списке с Казахстаном находятся Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Камбоджа, Гамбия, Пакистан, Танзания, Уганда. При этом граничащие с нашей республикой страны - Российская Федерация, Китай и Туркменистан - находятся в Tier 3, что обозначает худшую ситуацию с работорговлей. Казахстанцев вывозят для трудовой эксплуатации в Турцию, ОАЭ, Российскую Федерацию, Корею. По информации Министерства внутренних дел РК, за шесть месяцев 2020 года возбудили 69 уголовных дел по преступлениям, связанным с торговлей людьми. С 2004 по 2019 год в Казахстане в эксплуатацию чаще всего попадали мужчины и женщины в возрасте 18-25 и старше 30 лет. Если в начале 2000-х годов распространенной была торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации и больше всего от этого страдали женщины, то сейчас тенденция изменилась - мигрантов все чаще вовлекают в трудовое рабство. Среди жертв больше мужчин, которых используют в качестве рабсилы на стройках и в сельском хозяйстве. С 2004 по 2019 год Международная организация по миграции (МОМ) в Казахстане оказала помощь почти двум тысячам жертв торговли людьми. При этом миссия МОМ в Центральной Азии регистрирует значительно большее количество пострадавших, которые сообщали о том, что были рабами в Казахстане, но обратились за помощью только по возвращении на родину. С января 2020 года в Казахстане ужесточили наказание за торговлю людьми. Раньше за это преступление грозило минимум три года, теперь - четыре. Максимальный срок остался прежним - 15 лет лишения свободы. Однако доказать трудовую эксплуатацию крайне трудно. Поэтому дела по статье 128 “Торговля людьми” УК РК возбуждают редко. Обычно это делают по другим статьям: похищение, лишение свободы и вовлечение в проституцию. Кроме этого, существуют другие причины, по которым разваливаются уголовные дела, связанные с торговлей людьми. Сами жертвы отказываются писать заявление в правоохранительные органы, поскольку стадии процесса занимают от полугода до года. Также у жертв сексуальной эксплуатации присутствует страх общественного осуждения, и они предпочитают не подавать заявление. Современные рабы опасаются полиции, боясь, что их могут арестовать и выдворить, так как документы у хозяина, а регистрация просрочена. При этом в казахстанском законодательстве не предусмотрено наказание за вербовку жертв, хотя все участники преступного процесса должны нести ответственность. С 2016 года в Казахстане предоставляется государственное финансирование в целях помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в результате торговли людьми. В стране действуют 10 государственных приютов для жертв торговли людьми, работу которых обеспечивают общественные организации. В числе проблем, на которые обратила внимание омбудсмен, отсутствие доступа иностранцев и лиц без гражданства, пострадавших от торговли людьми, к специальным социальным услугам, в том числе временному размещению в кризисных центрах. Согласно международной практике, если человек пострадал на территории одного государства, но гражданином его не является, то в любом случае оно должно взять за него ответственность и помочь с реабилитацией. Однако в Казахстане такую помощь оказывают только гражданам страны либо тем, кто имеет вид на жительство. До шести месяцев человек может получать помощь в приюте, и срок можно продлить, если возбуждено уголовное дело. Нахождение в контрольном списке или списке стран 3-го уровня может повлечь со стороны США определенные санкции, в числе которых отказ от предоставления негуманитарной иностранной помощи, не связанной с торговлей, а также отказ в финансировании образовательных и культурных мероприятий обмена. Также со стороны международных финансовых институтов возможны экономические и инвестиционные ограничения - сокращение объема поддержки реализуемых в Казахстане проектов. В этой связи Уполномоченный по правам человека призывает казахстанское правительство принять конкретные меры по борьбе с торговлей людьми и выполнить рекомендации, которые дали американские эксперты. Первые шаги в этом направлении уже делают. В 2020 году МОМ совместно с МВД РК запустили пилотные проекты по созданию совместных рабочих групп по улучшению выявления жертв торговли людьми в трех регионах Казахстана. Также проведут работу по обновлению методологических рекомендаций для различных подразделений полиции при поддержке посольства США. Однако, по мнению экспертов, торговля людьми будет только процветать. Учитывая нынешнее сложное время в период пандемии, безработица, нищета и желание заработать сделают людей уязвимее. Есть даже такой термин “индекс уязвимости” - это определение людей, которые не защищены от возможности попасть в рабство. В Казахстане он составляет 43 процента, то есть почти половина населения рискует стать “живым товаром”.
Нур-Султан
|