Азамат Горожанин
Пятого августа пассажиры авиакомпании Air Astana должны были вылететь регулярным рейсом в 17.55 из Алматы в Стамбул. Двери воздушного судна уже закрыли, и самолет по рулежной дорожке отправился к взлетной полосе. И в это время представитель национального казахстанского авиаперевозчика в Турции принял телефонный звонок от турецких авиационных властей, которые уведомили его о запрете выполнения рейсов из Казахстана. Что означало: Турция закрывает свое небо для пассажирских рейсов из Казахстана
И часть пассажиров самолета, и сам экипаж были озадачены этим обстоятельством. Во-первых, действительно ли можно вот так, по телефонному звонку, закрыть небо для конкретной страны? И во-вторых, для всех ли авиаперевозчиков так внезапно вводится запрет (на фоне пандемии рейсы в Турцию возобновились 20 июля) или другие, в том числе самолеты турецких авиалиний, продолжат доставлять пассажиров из Казахстана в Турцию? Вопрос не праздный. Любые подобные корректировки чаще всего оборачиваются не только моральными, но и материальными потерями. И почему запрет коснулся именно Казахстана? Ведь, несмотря на то, что в соседней Киргизии ситуация с распространением коронавирусной инфекции выглядит едва ли лучше, чем в Казахстане, улететь из Бишкека в Стамбул по-прежнему можно. Ситуация начала проясняться спустя примерно час после первого звонка. Пресс-служба авиакомпании сообщила о получении официального письма, указывающего на “запрет на выполнение рейсов между Турцией и Ираном, Афганистаном и Казахстаном и возможность выполнения только репатриационных рейсов в координации с МИД Турции”. Нам не известно, какие рычаги и аргументы были задействованы в отношении отмененного вдруг рейса, но в 19.55 авиакомпании удалось получить разовое разрешение на выполнение запланированного рейса. И спустя два часа ожидания на борту воздушного судна 101 пассажир, имеющий разрешение на въезд в Турцию, смог вылететь в Стамбул. В авиакомпании не без сожаления отметили, что заблаговременного предупреждения о предстоящем запрете турецкой стороной сделано не было, что повлекло серьезную задержку и создало неудобства для пассажиров, которые находились на борту, заставило их поволноваться. “Ни авиакомпания Air Astana, ни авиационные власти Казахстана, ни посол Казахстана в Турции или посол Турции в Казахстане не были заблаговременно предупреждены о запрете”, - подчеркнули в пресс-службе авиаперевозчика.
По поручению Президента Касым-Жомарта Токаева 7 августа казахстанская делегация во главе с заместителем Премьер-Министра Казахстана Ералы Тугжановым отправилась в Анкару, чтобы обсудить с Министром здравоохранения Турции Фахреттином Коджа вопрос возобновления международного авиасообщения между Казахстаном и Турцией. Сообщают, что прежде всего удалось договориться о “принятии совместных мер по предотвращению распространения коронавируса и дальнейшем укреплении сотрудничества”. Казахстанская сторона также выразила признательность Правительству Турции за оказанную гуманитарную помощь в период пандемии. Министр здравоохранения Алексей Цой проинформировал турецкую сторону о текущей ситуации с эпидемией COVID-19 в республике. Он отметил, что ситуация в Казахстане стабилизировалась и находится под контролем. По итогам переговоров глава турецкого Минздрава фактически ничего не пообещал. Но заверил, что волнующий казахстанскую сторону вопрос будет внесен в повестку дня следующего заседания Научного совета по борьбе с коронавирусом в Турции. И выразил надежду на скорейшее разрешение указанного вопроса с учетом положительных тенденций в ситуации с коронавирусом в Казахстане. В тот же день Министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди говорил по телефону со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Разговор также касался внезапной приостановки авиарейсов между Казахстаном и Турцией. Чавушоглу заверил, что решение не связано с двусторонними отношениями “братских народов”. Сказал, что вопрос возобновления регулярных авиарейсов рассмотрят на ближайшем заседании госкомиссии Турции. В свою очередь казахстанский МИД пригласил Посла Турции Уфука Экиджи, которого попросили заблаговременно информировать Правительство Казахстана о подобных решениях турецкой стороны. Что ответил посол, не сообщают. Наверное, тоже обещал. Вместе с тем известие о приостановке авиасообщения с Турцией вызвало в казахстанской блогосфере вполне предсказуемую реакцию. Пользователи выразили мнение, что если казахстанцев пока не пускают в Турцию, власти Алматы и области могли бы на этом фоне рассмотреть возможность открытия пляжей Капшагайского водохранилища и Борового. Лето завершается. А оказавшись в самоизоляции и без солнца, многие лишены возможности восполнить в организме витамин D, наличие которого помогает укрепить защитную систему человека путем синтеза иммунных клеток. Это позволяет организму бороться с самыми разными инфекциями. В соцсетях обратили внимание на то, что ради сравнительно небольшой группы туристов, намеревавшихся посетить Турцию в ближайшие недели, власти задействовали весь доступный арсенал официальных контактов и даже отправили в Анкару делегацию. И отмечают, что гораздо большее число соотечественников остается “запертыми в городах”, поскольку им запретили посещать горы, природные парки и пляжи.
|