|
Ольга Шишанова
В стране может исчезнуть лес. Совсем. Причина - бюджет на ближайшие три года, выделяемый на лесное хозяйство республики, собираются уменьшить минимум в два раза. Это неизбежно повлечет за собой исчезновение с радаров и такого специализированного предприятия, как “Казавиабаза” - той основы, которая занимается тушением лесных пожаров, и которая, к слову, на постсоветском пространстве сегодня сохранилась только в Казахстане и в России
Об этом стало известно в минувшем июле, хотя подготовка и закладка бюджета, как известно, происходят гораздо раньше. В любом случае такие действия, даже если финансирование урежут на меньшую сумму, могут привести к необратимым последствиям. Тем более в стране, где лес (не саксауловые насаждения, обычно приплюсовываемые к общей цифре) составляет чуть больше двух процентов от всей площади государства. Более того, если, как планируется, будет произведено снижение финансирования, то в 2022-2023 годах на авиационную охрану лесов денег не выделят вообще. То есть предприятие “Казавиабаза” останется не у дел и его можно будет закрывать. А это значит, что сокращение финансирования на авиационную охрану лесов приведет Казахстан к тому показателю, когда на заре независимости в республике напрочь отсутствовала таковая. Из-за этого в 1996-1997 годах страна получила в год почти 200 тысяч гектаров горельников, которые, кстати, приходится восстанавливать до сих пор, вплоть до сегодняшнего дня. При этом необходимо отметить, что это специализированная организация, которую могут позволить себе только развитые страны. Например, такие как США, Испания, Россия. В странах же постсоветского пространства сейчас авиационная охрана лесов, повторим, осталась пока только в Российской Федерации и в Казахстане. Но, как видно, может получиться так, что и РК в перспективе может остаться без этого предприятия, то есть без авиационной охраны. Это неизбежно повлечет за собой увеличение числа лесных пожаров, а значит, потерю лесов, которых в стране и так практически нет. Для страны, которая относится к очень малолесным государствам, этот вопрос очень серьезен. Между тем в целом бюджет на сохранение лесного хозяйства республики формируют из двух источников. Первый - это республиканский бюджет, второй - местный бюджет, поскольку лесное хозяйство в Казахстане разделено на две части: 120 лесхозов находятся в ведении региональных акиматов, 28 природоохранных учреждений - в ведении Комитета лесного хозяйства и животного мира МЭГПР РК.
Также лесной бюджет формируется на основании бюджетных заявок государственных учреждений, где они рассчитывают в соответствии с плановыми показателями посадку леса, противопожарные мероприятия, мероприятия по охране лесов от незаконных рубок, мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями леса. Это все формируется, сводится в управление природных ресурсов акиматов областей, а те уже сводят и направляют на бюджетную комиссию маслихата. По республиканскому бюджету национальные парки и заповедники формируют себе бюджет точно так же, направляя заявку в Комитет лесного хозяйства, который, в свою очередь, сводит данные и отправляет их затем через МЭГПР РК в Минфин РК на рассмотрение. Там уже идут свои сроки защиты, после чего лесной бюджет утверждают на соответствующий год согласно Закону “О республиканском бюджете”. Он, в свою очередь, проходит стадию согласования с госорганами, Мажилисом и Сенатом Парламента РК, и только затем его направляют на подпись главе государства. К слову, в предыдущие годы в лесном хозяйстве страны наблюдался пусть небольшой, но все-таки рост бюджета. Например, если взять только лишь бюджет Комитета лесного хозяйства и животного мира, то с 23 миллиардов тенге в 2018 году он поднялся до 27 миллиардов в году нынешнем. На нем были “завязаны” запланированные мероприятия на авиационную охрану лесов, на лесоустроительные работы, без которых лесное хозяйство работать не может, так как это запрещено законодательно. И вообще, по словам специалистов, материалами лесоустройства все плановые мероприятия предусматриваются на 10 лет вперед - что и как делать, где высаживать лес, а где проводить противопожарные мероприятия, где провести санитарные рубки или рубки ухода - то есть весь комплекс лесохозяйственных мероприятий. Кроме того, в 2018 году приняли пошаговый план увеличения объемов посадок леса, отработанный со всеми региональными акиматами, в рамках которого предусматривалось ежегодное увеличение посадок на 10 тысяч гектаров, чтобы довести до 80 тысяч гектаров в год в целом по республике, а к 2030 году постараться увеличить лесистость страны, доведя ее до пяти процентов. И хотя специальной программы по этому поводу не было, тем не менее такой целевой индикатор поставили. В нынешнем году в связи с экономической ситуацией в стране провели лимит, в котором предусматривается на 2021 год сокращение финансирования на 46 процентов с последующим сокращением в 2022 году на 32 процента, а в 2023-м - еще на 29 процентов. Соответственно будут сокращаться и объемы в первую очередь восстановления лесов, то есть Казахстан может не достичь тех запланированных индикаторов при условии, если будет вот такое многократно сниженное финансирование. Со своей стороны добавим, что этот лимит был спущен с Минфина РК, по которому сейчас сформировали бюджет на 2021-2023 годы. Но, учитывая сложившуюся ситуацию, понимая, чем это чревато, МЭГПР РК вроде как пытается принять меры в отношении сверхлимитного финансирования на перечисленные направления, поскольку лес можно потерять за считанные дни, а вот на его восстановление потребуются десятилетия. И для того, чтобы попытаться прояснить этот вопрос, мы обратились за комментариями к Министру МЭГПР РК Магзуму Мирзагалиеву, который отметил, что “по объективным причинам действительно произошел секвестр бюджета. И все статьи или многие статьи действительно были сокращены. Но бюджет на 2021-2023 годы пока не сформирован, поэтому мы с Минфином и моими коллегами будем его еще прорабатывать...”
В качестве примера трудоемкости появления лесов в Казахстане достаточно привести “Зеленый пояс” вокруг Нур-Султана, на возведение которого (а сегодня это свыше 87,9 тысячи гектаров) в течение 22 лет - с 1998 года - направили 36,5 миллиарда тенге. И если все это сегодня одномоментно остановить - восстановление лесных насаждений, посадку саженцев, уход, то с лесом (и с затраченными усилиями, и с ресурсами) можно будет распрощаться сразу и навсегда. “Зеленый пояс” превратится в засохшие заросли, причем погибнет не только флора, будет напрочь уничтожено экологическое равновесие, разорвана экологическая цепь, что приведет к необратимым последствиям - опустыниванию почвы, гибели представителей фауны. Потому что природа не бездушный механизм, которым можно управлять исходя из бездумной экономии: сегодня запустил процесс, завтра остановил. Экологическое равновесие очень хрупко, и природа ошибок не прощает.
Нур-Султан
|