|
Юлиана Жихорь
КНБ и его силовое подразделение “Арыстан” вновь под огнем критики - их обвиняют во вмешательстве в частную жизнь и рейдерстве. Это не первый скандал подобного рода. Но один из немногих, решить который призывают президента страны
В среду мажилисмен Сат Токпакбаев обратился к главе государства с обращением, заявив, что КНБ незаконно взял его под колпак.
Депутат, ссылаясь на письмо от ветерана и почетного сотрудника органов КНБ Исака Инкарбаева, поступившее на его имя, рассказал о фактах “беспрецедентного правового произвола” - незаконном вторжении сотрудников спецподразделения “Арыстан” КНБ РК в офисы и дома сотрудников ТОО “Фирма “Тигрохауд”, произошедшем 16 февраля. “Операция была спланирована в целях компрометации руководства фирмы в глазах общественности, парализации ее деятельности и носила широкомасштабный целевой характер”, - цитирует Токпакбаев письмо отставника.
“Арыстановцы” “лишь для обозрения предоставили документ”, устно сославшись на то, что он якобы подписан первым заместителем генерального прокурора господином Меркелем. Это, по их заявлению, давало им право “действовать так, как они считают нужным”. В том числе и не допускать в офисы адвокатов. Кстати, во время обыска у сотрудников были отобраны не только документы, но и деньги, ценные вещи и ювелирные украшения, говорится в письме.
Как рассказывает депутат, на следующий день после обыска обратившегося к нему почетного сотрудника КНБ вызвали на место прежней службы - в алматинский департамент. Где дали послушать несколько телефонных разговоров полугодовой давности, в том числе и с самим депутатом Токпакбаевым. Поводом для вызова стали две причины: первая - Токпакбаев и отставной полковник - друзья, вторая - депутат парламента периодически выступает с критикой деятельности правоохранительных органов по поводу их коррумпированности. Потому-то сотрудники фирмы “Тигрохауд” и “поделились с депутатом” информацией о том, что уголовное дело, связанное с их компанией, “заволокичивается” сотрудниками правоохранительных органов”.
Что в данной ситуации возмутило депутата-правозащитника, угадать несложно: не столько неправомерные действия КНБ, сколько прослушка его личного телефона.
“Я считаю себя патриотом своей Родины - Республики Казахстан, каких-либо правонарушений не совершал. Совесть моя перед Вами и народом чиста... На каком основании Комитет национальной безопасности страны проводит в отношении меня, депутата парламента Республики Казахстан, оперативно-технические мероприятия (ОТМ) - негласное прослушивание моих телефонных разговоров?” - обращается Токпакбаев к главе государства.
Процитировав нормы закона, депутат возмущенно поинтересовался: “В совершении какого государственного преступления органы национальной безопасности подозревают меня и моих близких?” Кстати, в отношении высокопоставленных должностных лиц прослушка проводится только с указания председателя КНБ и на основании санкции генерального прокурора или его первого зама.
Попутно мажилисмен поинтересовался, кто конкретно из сотрудников Генеральной прокуратуры санкционировал незаконное прослушивание его телефонных разговоров, и заявил, что “в любом правовом демократическом государстве подобный прецедент считается чрезвычайным происшествием, виновная сторона несет адекватное наказание”.
Дабы данное обращение не выглядело исключительно как жалоба, в конце трехстраничного письма депутат добавляет: “В заключение отмечу, что вооруженное вторжение спецназовцев в ТОО “Фирма “Тигрохауд” в Алматы с учетом материалов уголовного дела, в котором компания выступает истцом, предпринято, как я полагаю, в целях рейдерства”. “Аналогичные факты пособничества в этом процессе со стороны сотрудников КНБ РК уже известны”, - язвительно подметил депутат.
“В связи с изложенным считаю, что представленные выше факты дискредитируют инициированную Вами, уважаемый Нурсултан Абишевич, масштабную кампанию по борьбе с коррупцией, подрывают репутацию правоохранительных органов государства и дестабилизируют обстановку в стране”.
КНБ действительно в последние годы частенько становится объектом критики. Причем началось это задолго до злополучной истории с похищением банкиров. Еще в 2002 году в Казахстане случился скандал, связанный с прослушиванием. В Министерстве юстиции были обнаружены “жучки” во всех кабинетах, включая и кабинет министра. Вопрос о санкции прокурора так и остался открытым.
Правоохранительные структуры, в том числе и Комитет национальной безопасности, заявили, что прослушивание осуществлялось “в целях обеспечения национальной безопасности страны”. В 2004 году, когда обсуждалась соответствующая поправка о возможности прослушки телефонов в Законе “О связи”, тогдашний мажилисмен Серикболсын Абдильдин красноречиво пояснял “принципы законности” прослушивания телефонов: “Когда я говорил, что на прослушивание нужно разрешение прокурора, мне дали понять, что по закону-то да, а на самом деле - как власть скажет, особенно силовые министерства и ведомства, так и будет”. Видимо, история с телефонами депутата Токпакбаева относится как раз к таким случаям.
К слову, не только в Казахстане есть незаконные “чужие уши”. В 2004 году в Кыргызстане разразился скандал с прослушиванием кабинетов депутатов киргизского парламента, а также телефонов правительственной связи, установленных в офисах народных избранников. Парламентарии Украины возбуждали специальное расследование, связанное с прослушиванием их телефонов. В 2006 году выяснилось, что в Португалии в течение почти двух лет велось прослушивание частных телефонов главы государства, премьера, председателя парламента, председателя Конституционного суда, генпрокурора, экс-президента М.Соареша. В Литве местный аналог КНБ прослушивал переговоры бизнесмена с президентом страны. В Чехии полиция вела прослушивание телефонов политиков и журналистов, а также помещений парламента.
Во всех случаях объяснение было всегда одинаковым: интересы государства (либо борьба с коррупцией, либо выявлялись связи политиков с преступным миром). Видимо, финал нынешнего казахстанского скандала будет выглядеть также. Тем более, что всего месяц назад мажилисмены сами одобрили поправки в законодательные акты по вопросам оперативно-розыскной деятельности, разрешающие правоохранительным органам при определенных обстоятельствах вести прослушивание без санкции прокурора. При этом первый заместитель генерального прокурора Иоганн Меркель сообщил, что в списке 34 статей из УК, по которым разрешается прослушка, такие преступления, как пропаганда и финансирование терроризма, торговля людьми, кражи, грабежи, получение и дача взятки, злоупотребление и превышение власти, экономическая контрабанда и ряд других.
Астана
P.S.
А скандал тем временем набирает новые обороты. Теперь уже бывший сотрудник “Тигрохауда” обвиняет депутата Токпакбаева “в покровительстве” нынешнему руководству фирмы. Об этом вчера вечером сообщило информагентство КазТАГ.
“Токпакбаев, не исследовав всесторонне материалы дела, с трибуны мажилиса обозвал меня преступником. Только слепой не увидит личной заинтересованности депутата в этом деле”, - заявил бывший соучредитель компании “Тигрохауд” Саят Есимханов на встрече с журналистами.
По словам бизнесмена, “в сентябре 2005 года его бывший компаньон Адилхан Жаужурек рейдерским путем отобрал принадлежащие ему акции и имущество фирмы и возглавил компанию”. “Нынешний глава фирмы А.Жаужурек и сотрудник Исак Инкарбаев - давние друзья Токпакбаева, - пояснил бизнесмен, уточнив при этом, что, возможно, именно поэтому депутат инициировал свой запрос по просьбе И.Инкарбаева. - Иначе почему депутат из многочисленных обращений своих избирателей особое внимание уделил запросу какой-то частной фирмы?”
Правда, подавать в суд на депутата или нет, бизнесмен решит только после консультации со своим адвокатом. |