Мадина Меирманова Президент принял решение о расширении мер поддержки граждан и предпринимателей. Если для граждан это поддержка, чтобы пережить карантинное время в условиях снижения доходов, то бизнес поддерживают, чтобы он смог “возродиться” в посткризисный период. Но самое главное, что сказал президент: пока одни борются с COVID-19, другим нужно посадить хлеб
Судя по тенденции распространения вируса и опыту стран по борьбе с ним, одним месяцем странового карантина в Казахстане не обойдется. Китай преодолел пик распространения через полтора месяца после закрытия страны на карантин. И пока это единственная страна, где это удалось. Но карантин карантином, а есть тоже надо. Поэтому власти Казахстана приняли решение расширить список получателей материальной помощи от государства. Если вначале на матпомощь в размере минимальной зарплаты могли рассчитывать потерявшие доходы из-за кризиса (по заявлению их работодателей), то теперь по 42 500 тенге будут выплачивать и тем, кто является самозанятым или работал неофициально. Правда, лишь после официальной формализации статуса. Еще один инструмент помощи - бесплатные продуктово-бытовые наборы. Теперь их будут доставлять как гражданам из социально уязвимых слоев, так и инвалидам 1-й, 2-й, 3-й групп, детям-инвалидам и официально зарегистрированным безработным. Кстати, Токаев предложил в дальнейшем “перейти от натуральных наборов к перечислению средств для самостоятельного выбора и покупки”. Еще одно президентское решение - проиндексировать пенсии и государственные пособия, включая адресную социальную помощь, на 10 процентов в годовом выражении.
Для бизнеса Затягивающийся кризис серьезно подкашивает и ключевого “донора” экономики - малый и средний бизнес. Полностью освободить их от всех видов налогов невозможно. Но на время кризиса, а заодно на время, необходимое для посткризисного восстановления, послабления все же сделаны: до конца года до восьми процентов снижен НДС на продтовары, включая импорт; на квартал объявлены налоговые каникулы; освобождены от налога на имущество некоторые сферы бизнеса; обнулен акциз на ГСМ. Теперь принято решение до октября освободить наиболее пострадавших в период ЧП бизнесменов от налогов по зарплате. Это такие сферы, как общественное питание, отдельные сектора торговли, транспортные услуги, консультационные услуги, IT-сектор, гостиничный бизнес, туризм. И список будут дополнять по мере необходимости. Банкам тоже предложили “проявить конструктивизм, гражданскую ответственность и солидарность” и внять просьбам бизнеса освободить их на период ЧП от процентов на банковские кредиты. Даже несмотря на “упущенную выгоду”. Токаев заметил, что государство может при необходимости принять “дополнительные директивные меры”.
Про работу Важнейшим блоком президентского заявления стали меры по поддержке и созданию рабочих мест. Во-первых, предложено задействовать малый и средний бизнес в производстве и доставке продуктово-бытовых наборов для нуждающихся, а отечественные IT-компании - в разработке платформы мониторинга за целевым использованием средств социальной поддержки. Во-вторых, принять срочные меры по обеспечению рабочими местами оказавшегося за пределами карантинных городов трудоспособного населения. Акиматам Акмолинской, Алматинской и Туркестанской областей поручено в рамках “Дорожной карты занятости” “незамедлительно начать конкретные проекты”. “У людей должен быть источник заработка, чтобы они не сидели у закрытых шлагбаумов без средств к существованию”, - заявил Токаев. При этом переезжающим к месту работы будут предоставлять подъемные в размере двух МЗП, или 85 000 тенге, сразу же после прибытия к месту работы. “Не взамен, а в дополнение к регулярной заработной плате”, - уточнил Токаев.
И самое главное! Пока в городах борются с COVID-19, вся надежда на село. Именно оно в этот сложный момент должно работать. Карантин закончится, и работа с доходами снова появится, а вот непосаженные хлеб с морковкой будут пострашнее любого вируса. Чтобы страна не осталась голодной, президент дал задание всем уровням власти: держать на особом контроле вопрос весенне-полевых работ. Выделят из бюджета и доведут до фермеров 70 миллиардов тенге через АО “Аграрная кредитная корпорация”. Кредитная ставка для конечных заемщиков не будет превышать пяти процентов. Еще 100 миллиардов сельчанам выделят в рамках программы “Экономика простых вещей”. Конечную ставку в рамках этой программы унифицировали по всем отраслям, и она составляет шесть процентов. Причем акцент будет сделан на поддержку мелких и средних крестьянских хозяйств. На период посевной правительство должно зафиксировать цену на ГСМ на уровне 165 тенге за литр (на 15 процентов ниже, чем на рынке). “С точки зрения продовольственной безопасности сейчас критически важен каждый день”, - резюмировал Токаев. Кроме того, президент поручил правительству обеспечить гарантированный закуп у отечественных сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий на полгода - внедрить “покупку под урожай”. А пока крестьяне будут сажать и выращивать, Кабмин работает над обнулением импортных ставок “для наиболее важного для нас импорта”, включая продовольствие.
Нур-Султан |