Азамат Горожанин Период объявленного в стране ЧП и введения карантина в отдельных городах позволяет цифровым технологиям продемонстрировать все свои возможности и преимущества. То, что прежде было нацелено на ускорение и оптимизацию процессов и максимальное снижение человеческого фактора, в нынешних условиях может оказаться единственно возможной формой взаимодействия государства и граждан
В конце минувшей недели Президент Республики Казахстан на заседании Госкомисии по чрезвычайному положению в стране поручил закрыть все центры обслуживания населения. Но с оговоркой. ЦОНы временно перестанут работать как присутственное место. Вся их работа будет осуществляться в режиме онлайн. То есть посредством приложений, установленных на персональных устройствах - смартфонах и компьютерах. Тем самым непростые обстоятельства, в которых оказалось человечество, подталкивают даже самых закоренелых консерваторов к знакомству с новыми (для них) и уже привычными (для многих) технологиями коммуникаций, получения услуг, платежей. Накануне стало известно, что оперативный штаб по предотвращению распространения коронавирусной инфекции Нур-Султана постановил прекратить работу центров обслуживания населения и спецЦОНов, которые обслуживали преимущественно автовладельцев и водителей. Деятельность ЦОНов и спецЦОНов НАО “Государственная корпорация “Правительство для граждан” по городу Нур-Султану приостановят до 16 апреля, как следует из объявления, распространенного опять же посредством смс-рассылок, сообщений мессенджеров и каналов цифрового телевидения. От себя добавим, что этот срок можно воспринимать как оптимистичный прогноз. Как долго будет действовать такой режим, покажут время и динамика спада или распространения инфекции.
Но уже сегодня у казахстанцев есть возможность получать более 80 процентов государственных услуг в электронном формате. Все это заблаговременно внедрили и опробовали на портале электронного правительства egov.kz. Также некоторые услуги и сервисы доступны в мобильном приложении ЕgovМоbile, телеграм-боте eGovKzBot2.0 и социальных сетях Facebook и Vk. Остается доступной и работа через контакт-центр 1414. В госкорпорации пообещали усилить работу контакт-центра за счет расширения канала и привлечения к общению с гражданами большего числа операторов. Всего же более 1800 наиболее опытных и подготовленных работников ЦОНов наряду с консультантами контакт-центра 1414 будут оказывать консультационную помощь гражданам при получении ими госуслуг в онлайн-формате, говорится в распространенном сообщении. Расчет на то, что одновременно контакт-центры смогут консультировать более тысячи граждан. Опубликовали и график работы: с понедельника по субботу с 9.00 до 20.00. Звонок бесплатный. При этом граждане, которые до 21 марта успели сдать документы в ЦОН, смогут получить готовый результат в тех же ЦОНах, в которых будет работать только окно выдачи готовых бумаг и документов. Автовладельцы, перерегистрировавшие авто или заменившие водительское удостоверение онлайн, смогут получить готовые документы и номера в спецЦОНах своего города, где также будет функционировать только окно выдачи готовых документов. График работы окон выдачи готовых документов: с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00, в субботу с 9.00 до 14.00. Места, где гражданам будут выдавать готовые документы, обеспечили санитайзерами и регулярной дезинфекцией. Тем не менее “Правительство для граждан” призывает казахстанцев не выходить из дома без необходимости, соблюдать санитарно-эпидемиологические меры безопасности и получать госуслуги онлайн. На аналогичный режим перешли и кредитно-финансовые организации, банки. В частности, большинство финансовых операций, включая платежи, переводы, взаиморасчеты, доступны через систему онлайн-банкинга. Банки оставили для своих вкладчиков возможность обналичивать средства через банкоматы. Отделения же закрыты пока до 5 апреля. Перевод большинства операций и обращений в цифровую среду может существенно нагрузить сетевые каналы, к чему, впрочем, казахстанский сегмент интернета должен оказаться готов, поскольку прежде его внедрение шло с учетом перспективной загрузки. Наконец, еще одну возможность, которую дает цифровизация, многие учебные заведения начали тестировать, даже несмотря на то, что каникулы еще продолжаются. Речь о дистанционном обучении школьников и студентов. То, что еще вчера успели освоить приверженцы так называемого коучинга, теперь повсеместно внедрят в учебный процесс школ, вузов и колледжей. Кроме того, пригодилась едва не забытая еще советская практика телеуроков. Министерство образования и науки поведало о масштабной работе, которую предстоит реализовать совместно с телеканалами. Больше недели ведущие преподаватели записывают уроки по темам и программам общеобразовательной средней школы. С началом четвертой четверти эти уроки будут транслировать в эфире в соответствии с разрабатываемым сейчас расписанием. Дистанционное образование в нынешнем виде было бы невозможно организовать без использования доступных сегодня цифровых технологий.
|