|
Ярослава Науменко, Зарина Абденова
Вполне возможно, на борьбу с кризисом будет брошена и часть пенсионных накоплений казахстанцев, которые пойдут на реализацию инфраструктурных проектов. Для этого планируется выпустить специальные инфраструктурные облигации, обеспеченные государством.
То, с какой поспешностью желают чиновники распорядиться нашими деньгами, уже пугает многих. Председатель совета Ассоциации пенсионных фондов Айдар Алибаев указывает на явные минусы программы и предлагает способы сделать ее более совершенной и максимально безопасной
- Сейчас и так социальная напряженность растет, а тут такое предложение, - говорит Айдар Алибаев. - Я полагаю, государство поистратилось на приобретение банков и сейчас нуждается в деньгах на другие антикризисные меры. Как предлагает Агентство финансового надзора, на инфраструктурные проекты может пойти до 40-70 процентов пенсионных активов, из накопительных пенсионных фондов может быть извлечено до 5 миллиардов тенге.
Конечно, с одной стороны, шаг этот может показаться своевременным. В связи с кризисом необходимость вложения огромной пенсионной денежной массы в дело кажется особенно актуальной. Ведь пока пенсионные накопления у нас размещают лишь в низкодоходные государственные ценные бумаги. Деньги лежат мертвым грузом, не работают на экономику, да еще и быстро обесцениваются. Уже несколько лет финансисты предлагают часть застрахованных пенсионных средств пустить на программы долгосрочного кредитования. Страшно, ново, а что делать?.. Многие эксперты идут дальше и предлагают под пенсионные деньги наладить выпуск сельскохозяйственных облигаций. В мире на инвестированные пенсионные резервы приходится от 4 до 70 процентов ВВП, а нам еще далеко даже до минимальной планки.
Напротив, пенсионные фонды на протяжении всех лет существования испытывают дефицит финансовых инструментов. В силу того, что вкладывать пенсионные активы некуда, пенсионные фонды вынуждены вкладывать их в низкодоходные бумаги (исключение составляет небольшой отрезок железной дороги Шар - Локоть в Восточном Казахстане, по которому, как писали в прессе, до сих пор не выплачены дивиденды пенсионным фондам). Даже сегодня правительство в рамках антикризисной программы предполагает выпуск 15-летних облигаций под 8 процентов годовых. Это при уровне инфляции 12 процентов за 2008 год! Они уже заведомо убыточны.
|
С другой стороны, пенсионные фонды созданы были, в первую очередь, все-таки для сохранения денег будущих пенсионеров. И ограничения по сферам их применения неизбежны. Потому-то и нынешняя затея с использованием пенсионных накоплений казахстанцев в неких туманных “инфраструктурных проектах” выглядит весьма небезопасной.
Кроме того, традиционный вопрос: как это будет делаться?
- Предположим, выпущены инфраструктурные облигации... И сразу же начинаются проблемы, - продолжает делиться своими соображениями господин Алибаев. - Если деньги пойдут через банки второго уровня - это означает накрутки и существенное удорожание проекта. На первом этапе необходимо выбрать проект промышленного объекта. Кто и как будет его выбирать и определять его значимость для экономики страны? Какова будет его цена и из чего она сложится, не будет ли завышена? Где гарантии, что не будет оказано корпоративного давления, и в результате мы будем иметь объект, нужный не стране, а узкой группе лиц?..
Наступает стадия строительства. Поскольку облигации выпущены правительством, значит, и решать все вопросы будут чиновники. Как они будут определять подрядчика? Посредством тендера с откатом в 10-20 процентов? Как будут подтверждаться квалификация и опыт подрядчика? Опять только на бумаге? А потом расхлебывай в многолетних судебных тяжбах, после того как деньги исчезнут... Иными словами, кто обеспечит качество объекта и его контроль? Ведь чиновники после розыгрыша тендера выделят деньги, возьмут откат, умоют руки и забудут, увлекшись следующим тендером.
Давайте вспомним о многолетних результатах деятельности наших чиновников: стратегия индустриально-инновационного развития, импортозамещение, диверсификация, кластеры, инновации, технопарки, индустриальные парки, социально-предпринимательские корпорации, 30 корпоративных лидеров, прорывные проекты и, наконец, антикризисная программа. То есть, огромные ворохи бумаги, многочасовые говорильни и сладкие обещания, огромные зарплаты и обслуживающая челядь. А результатов нет. Вывод напрашивается сам собой.
Действительно, здравое зерно в рассуждениях главы Ассоциации НПФ есть... Мало кто готов в нашей стране принять на себя весь моральный и материальный груз ответственности за “стройки века”. Ведь процесс организации подразумевает создание правительством специального совета, куда войдут представители фондов, общественных организаций, министерств, строители и финансисты, но не более 10 человек, дабы не раздувать штат и не “множить сущности без надобности”. Этот “инфраструктурный пул” должен вести диалог с широкой общественностью, регулярно отчитываться о проведенных работах и потраченных суммах, обсуждать кандидатуры подрядчиков и, если надо, искать зарубежных партнеров.
Примерно такая схема работает уже более 50 лет во всем мире. главное, как отметил господин Алибаев, - найти грамотных, невороватых людей. Но это уже совсем другая история. И даже не история, а скорее футурология.
Что такое инфраструктурный проект? Это когда правительство выпускает на определенную сумму облигации под государственные гарантии и с определенной доходностью. На эти деньги строится некий объект инфраструктуры и постепенно пенсионным фондам возвращаются взятые у них пенсионные активы.
И почему именно выбраны инфраструктурные проекты? Дело в том, что отсутствие качественной развитой инфраструктуры в нашей стране, во-первых, в разы увеличивает издержки на производство, а во-вторых, отпугивает потенциальных инвесторов. Чтобы это исправить и предполагается влить пенсионные активы в реальный сектор экономики. |