|
Ранее фиксированная плата за лифт касалась только жителей верхних этажей. Но теперь все может измениться. Жильцов первых и вторых этажей в многоквартирных домах Нур-Султана могут обязать платить за пользование лифтами. Новые правила прописаны в проекте поправок в постановление акимата. Первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев пояснил, в связи с чем приняли эти изменения. Все просто: один дом - один счет
WELAR
Предлагаемые изменения опубликованы на сайте "электронного правительства". Согласно пункту 34 в новой редакции, "плата за пользование лифтом взимается в соответствии с Законом Республики Казахстан "О жилищных отношениях", сообщается в проекте НПА. Согласно статье 32 Закона "О жилищных отношениях", собственники квартир, нежилых помещений обязаны оплачивать расходы на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, к которому относятся и лифты. Первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев объяснил, почему жители нижних этажей отныне будут нести расходы на лифт наравне со всеми. "Будут платить, потому что это домовая собственность. Невозможно так отделить. Давайте мы отделим фасад от первого этажа или скажем, что крыша - это проблема последнего этажа. Законодательством четко определено, что лифты, лестницы, фасады, крыши - это все является общедомовой собственностью. Поэтому в зависимости от той квадратуры, которую вы имеете, за вами тоже закрепляются обязанности по содержанию этой собственности", - заявил Ускенбаев. Платные лифты появились относительно недавно, но уже вызвали как одобрение, так и критику пользователей. Сегодня некоторые лифты в Нур-Султане оснащены карточными системами (картридерами), которые подразумевают, что лифт является зоной ограниченного доступа. Попасть в кабину можно исключительно с помощью определенного идентифицирующего предмета - пластиковой карты, рассчитанной на определенное количество поездок. Прежде чем нажать на кнопку нужного этажа, сначала придется вставить специальную карточку. Без этого лифт не сдвинется с места. Пользоваться лифтом могут только жильцы, оплачивающие коммунальные услуги. К тому же каждый пользователь карты имеет право планировать каждую свою поездку по вертикали и при желании отдавать предпочтение "пешим прогулкам". С одной стороны, эта система имеет немало плюсов: при наличии картридера в лифте показатель потребления электроэнергии снижается более чем в два раза. Кроме того, уменьшается нагрузка на все компоненты конструкции, поэтому срок эксплуатации лифта значительно увеличивается. К другим преимуществам карточной системы относится то, что пользоваться лифтом могут исключительно владельцы карт, поэтому поломка посторонними людьми исключена. Но, с другой - несмотря на видный перечень преимуществ, у этой системы существуют свои недостатки. Скажем, пластиковую карту можно забыть или потерять, а без нее воспользоваться лифтом невозможно. Кроме того, им не смогут воспользоваться друзья и родственники жильцов верхних этажей, гости города, не являющиеся жильцами дома, а также сотрудники экстренных служб при возникновении чрезвычайной ситуации. Этой теме даже посвятили постановочный ролик на YouTube. В кадре женщина умирает, потому что "скорая" не успела вовремя прийти на помощь, так как на лифтовой карточке закончились средства. Такие "капиталистические" лифтовые отношения вполне могут породить между жителями одного подъезда конфликтные ситуации. К примеру, оказавшись в кабинке вместе с соседями по лестничной площадке, не всегда можно прийти к согласию, за чей счет будет осуществлена ??поездка. Так не станет ли это лишним поводом для нарушения добрых соседских отношений? Еще одна актуальная проблема лифтовых карточек заключается в том, что их весьма успешно подделывают. В Украине, где карточная система функционирует уже не первый год, госорганы время от времени проверяют некие "цеха" по производству поддельных карточек, которые без труда выводят из строя электронику. Так что хотя карточная система и удобная, но не до конца продуманная. Однако несовершенство это вовсе не отменяет правомерность вопроса, а должны ли жители нижних этажей платить за техническое средство, которым, по сути, не пользуются? Жители первых этажей, как правило, не пользуются многим из того, что называется "общим имуществом многоквартирного дома". Теми же лифтами, лифтовыми шахтами, лестницами, лестничными площадками и даже чердаками. Но согласно закону должны наравне со всеми платить за их уборку и ремонт. Однако насколько справедливо "валить в одну кучу" такие объекты, как крыша, которая служит всем и всегда вне зависимости от чьей-то воли, и лифтом - опцией, во-первых, совсем необязательной, а во-вторых - и это главное - лифт является услугой. Это роднит лифт не столько с другими деталями интерьера, как, например с лестницей, сколько с другими услугами - подачей электричества и воды, кабельным телевидением и т.п. А от некоторых услуг житель многоквартирного дома вправе и отказаться. Или платить не солидарную долю, а по мере потребления - как в случае с той же водой или "светом". Ведь от чего зависит размер платежа за содержание общего имущества? Как сказано выше - от доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая, в свою очередь, пропорциональна площади конкретной квартиры. Получается, больше платит тот собственник, у которого площадь квартиры больше, а не тот, кто фактически больше пользуется лифтом и лестницей. Таким образом, можно представить гипотетическую ситуацию, когда одинокий житель трехкомнатных апартаментов на первом этаже платит за лифт значительно больше, чем семья из трех человек, проживающая в двухкомнатной квартире на восьмом. Для того, чтобы определить, кто же больше эксплуатирует подъемный механизм, даже не понадобится математических расчетов. Казалось бы, все ясно как белый день. Тем не менее, согласно новым правилам, за пассажироподъемник больше всех должен платить "счастливый" обладатель "трешки". "Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения", - заявлял великий комбинатор Бендер. С точностью до наоборот можно сказать в Казахстане о лифтах. Подъемная кабина превратилась в золотую жилу многочисленных ТОО и ИП, обслуживающих многоэтажки. Сегодня только в Нур-Султане зарегистрировано около 30 подобных контор. Обслуживающие компании вправе взимать оплату за обслуживание, и платить за услуги нужно, но "добровольно-принудильное" нововведение рождает непонимание среди граждан. Конечно, лифт расположен на общей территории дома, однако жители нижних этажей не зависят от него, как, например, от неисправной крыши, угрожающей потопом всему дому. Повторим, пользоваться услугами лифта или нет - это вопрос, аналогичный тому, пользоваться ли услугами такси, доехать до дома на автобусе или прогуляться пешком? Возможно, нам стоит обратиться к опыту других стран, где введение платных поездок по вертикали прошло безболезненно. Например, в Грузии. Там за лифт нужно платить прямо... в лифте. В кабинах установлены железные, чаще всего черные коробки - монетоприемники: чтобы подняться или опуститься, нужно просто бросить монетку... |