Алла Иванилова В стенах Сената Парламента РК рассматривают один из самых ожидаемых законопроектов года “О статусе педагога”. Предполагается, что до конца года его примут. Однако, несмотря на то, что проект закона уже на финишной прямой, вопросов к нему немало
В начале декабря на пленарном заседании Мажилис Парламента РК одобрил во втором чтении законопроект с сопутствующими поправками “О статусе педагога”. Работа над этим проектом закона, который разработали по поручению руководства страны, активно велась весь последний год. Дискуссии были жаркими. Всего рабочая группа Мажилиса Парламента РК рассмотрела около 100 поправок. При обсуждении законопроекта парламентарии высказали недовольство относительно того, что правительство проигнорировало главное поручение руководства страны - сократить нагрузку на учителей и учеников. В правительственном варианте эта норма не предусматривалась. В этой связи депутаты внесли свою норму, которая снижает нормативную учебную нагрузку с 18 до 16 часов в неделю для учителей школ с 1 сентября 2021 года. Однако в Кабмине ее посчитали затратной и оценили в 200 миллиардов тенге. Дело в том, что Минобразования по-своему расценило снижение нагрузки, забрав пару часов у одного педагога и отдав их другому. В связи с этим и “затратность”, ведь необходимо расширять штат, платить зарплату. При этом нагрузка на учеников не меняется. В итоге депутаты добились своего и ко второму чтению проект закона “О статусе педагога” дополнили все-таки этой нормой.
Кроме того, в ходе работы депутаты внесли ряд других поправок. В частности, установили доплату за степень магистра по научно-педагогическому направлению в размере 10 МРП (25 250 тенге) и для учителей госорганизаций образования в области культуры и спорта и военных учебных заведений. Также предусматривают единовременные выплаты педагогам, удостоенным почетного звания “Ћазаћстанныѓ еѓбек сіѓірген џстазы” в размере 1000 МРП (2 525 000 тенге). Во втором чтении внесли норму о выплате педагогу единовременного вознаграждения в размере трех должностных окладов за подготовку ученика, завоевавшего победу на международных олимпиадах, конкурсах и спортивных соревнованиях. Выплата вознаграждения производится за счет средств экономии госорганизации образования. Тем, кто работает в сельской местности, земельные участки для ИЖС планируют предоставлять в приоритетном порядке. Также одобрили нормы, направленные на защиту педагогов от многочисленных проверок и выполнения несвойственных им функций, устанавливают стимулирующие меры для работающих учителей, а также привлечения молодежи в профессию. Помимо этого закрепляют права педагога на уважительное отношение к профессии и надлежащее поведение со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей. При этом нарушение педагогами норм педагогической этики приравнивается к дисциплинарным проступкам, влекущим дисциплинарную ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом, а не Административным, как было ранее. Помимо этого исключили институт подтверждения соответствия и присвоения квалификации педагогов, впервые приступивших к профдеятельности, “в связи с недостаточной проработкой механизмов его реализации”. Но при этом осталось немало нерешенных вопросов. В частности, один из самых главных касается электронного дневника “Кунделик”. Конституция страны гарантирует бесплатное получение среднего образования, однако на деле это право нарушается. Некоторые функции электронного дневника платные, в том числе мобильное приложение, что вызывает недовольство родителей школьников. Депутаты при рассмотрении законопроекта в первом чтении расценили это как нарушение конституционных прав и настаивали на том, чтобы весь функционал системы был бесплатным. Повышение статуса педагога - это целый комплекс мер, моральных и материальных. Предусматривают, что с 1 января 2020 года зарплата педагогов возрастет на 25 процентов и в два раза в течение последующих четырех лет. Кроме того, законопроект предполагает доплату в двухкратном размере за классное руководство и проверку тетрадей, увеличение периода отпуска и другие меры. Но нерешенным остался вопрос педагогической общественности о выходе на пенсию по выслуге лет. В первоначальном варианте проекта закона была норма, предусматривающая такое право при наличии 30-летнего стажа педагогической работы. Однако ее исключили, мотивировав тем, что за этот период учителя не успевают сделать достаточных пенсионных накоплений, чтобы иметь возможность дожить на них до конца своих дней. Парламентарии считают, что эта проблема касается не конкретно этой категории работников, а в целом пенсионной системы. При этом сами педагоги согласны и на маленькую пенсию. В ходе согласования законопроекта исключили и ряд других инициатив. К примеру, предложение о предоставлении оздоровительных выплат в двойном окладе, льгот при участии в жилищных программах. Учитывая, что законопроект “О статусе педагога” еще не вышел из стен парламента, у депутатов есть возможность дополнить его нормами, которые действительно не на словах, а на деле повысят статус учителей. Тем более что при разработке этого документа поступило более восьми тысяч предложений от работников образования, многие из которых так и не попали в правительственный вариант.
Нур-Султан |