|
Азамат Горожанин Такого еще не было. В Алматы, Караганде, Шымкенте, Усть-Каменогорске и даже в столице рекламу наркотиков разместили на билбордах - больших уличных модулях. Заманчивое предложение выиграть смартфон, смарт-часы или беспроводные наушники содержало QR-код, который вел на сетевой ресурс, реализующий наркоту
Дьявол, как известно, кроется в деталях. Нельзя обойти вниманием то, насколько изящно и непринужденно организатор акции “развел” наивную аудиторию и использовал неисчислимое количество пользователей для рекламы запрещенных и опасных препаратов. Яркий и стильный билборд предлагал всем желающим делать селфи на фоне любой рекламы сетевого ресурса организатора и постить фото в любых каналах сетевых ресурсов, снабжая их указанным хэштегом, отмечая на изображениях друзей и знакомых. И люди охотно это делали. Потому что это весело, ни к чему не обязывает и дает какой-никакой шанс получить в подарок модный девайс. Подвести итоги конкурса и разыграть призы обещали 20 ноября. Поэтому многие торопились. А если удача и пройдет мимо, само участие в тусовке - уже бонус и возможность засветиться где-то в сетях. В общем, мальчики и девочки старались. И даже если эта реклама прожила недолго, она успела эффективно отработать, пока пользователь “Твиттера” с ником @Fima_Alk не обратил внимание на то, что людей просто втемную используют. Во-первых, бесплатно наняли, чтобы буквально в геометрической прогрессии увеличить поток рекламы. Во-вторых, ловко закинули невод, чтобы значительно увеличить охват аудитории и, возможно, найти новую клиентуру среди уже употребляющих наркотики. И, в-третьих, довели до неохваченной вниманием части аудитории информацию о наличии канала поставки.
Девушка из Алматы провела собственное оперативное расследование и поделилась у себя на странице в Facebook его результатом, одновременно призывая власти и полицию к реакции на это безобразие. Она выяснила, что компания, которая могла “замутить такой челлендж”, работает с 2005 года и размещает прайс на наркотики в рублях. Поэтому она пришла к выводу, что компания из России. Но это ничего не значит, поскольку границ для наркотрафика, как и для информационного поля, не существует. А есть обменные курсы валют, дилерская сеть, система платежей и закладок. Мы рассказывали, как действуют эти схемы. Просто граффити на стелах и столбах в этом случае эволюционировали до размеров и формы билборда, растяжки, баннера. Следующий шаг - рекламный ролик по ТВ в прайм-тайм? В своей публикации автор поста в Facebook ставит под сомнение компетенцию МВД, акимата Алматы и департаментов, которые отвечают за размещение наружной рекламы, потому что простая проверка общедоступными средствами привела на сайт, где торгуют синтетическими и растительными наркотиками. “Каждый баннер в городе обычно проверяют сотнями разных проверок, а здесь вы все внезапно оглохли и ослепли? Почему именно этот баннер предварительно не проверили? За регистрацию на сайте начисляют 1000 рублей, которые ты на этом сайте тратишь на первую покупку. Отличный способ подсадить детей, правда?” - негодует автор публикации. Шок? Еще какой! Граждане рассказывают полиции и чиновникам, что у них под самым носом слона выгуливают. Позже в управлении городского планирования и урбанистики Алматы сообщили, что в первоначальном эскизе рекламы QR-код переводил на сайт, где не было запрещенной информации. “Позднее при размещении рекламы заявители изменили информацию на сайте. По этому факту все материалы передали правоохранительным органам, баннеры демонтировали. Ведется следствие”, - говорят в ведомстве. Сейчас, по крайней мере в Алматы, билборды сняли. В пресс-службе департамента полиции Алматы в свою очередь сообщили, что уже установили заказчика и компанию, которая установила эту рекламу. И пообещали найти в ближайшее время, доставить в департамент полиции и привлечь к ответственности по закону. “Этот факт уже принят в производство сотрудниками управления по противодействию наркобизнесу департамента полиции города Алматы. Сам по себе он вопиющий и требует особого внимания и безотлагательных мер со стороны правоохранительных органов”, - подчеркнули в пресс-службе. “19 ноября сотрудники управления по борьбе с наркопреступностью провели рейдовые мероприятия по всему городу. По их результатам ни на одной точке мегаполиса не обнаружили билбордов с таким рекламным щитом”, - сказали в департаменте полиции Караганды. В пресс-службе акима Карагандинской области подтвердили, что в городе действительно были такие баннеры, но их уже также демонтировали. “Конструкция принадлежит ТОО “Наружная реклама - Регионы”, баннер установили по заказу алматинской компании. Сейчас осуществлен демонтаж. О произошедшем уведомлены в полиции области”, - сообщили в акимате Караганды. Аналогичные отчеты о проделанной работе, можно предположить, уже поспевают где-то в недрах акиматов и полицейских департаментов Нур-Султана и Восточно-Казахстанской области. И только Twitter, WhatsApp, Telegram и другие сервисы продолжают доставлять актуальный прайс “кайф-мафии”. И вовсе даже не в рублях. А в тенге. За грамм и полграмма. На любые предпочтения.
Организацию, которая технически разместила заказ, уже привлекли к ответственности. Так, управление по противодействию наркобизнесу открыто сообщило: “Представитель ТОО “Наружная реклама - Регионы” гр. С., 1973 года рождения, привлечен к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 423 КРКобАП - пропаганда и незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Размер штрафа составляет 300 МРП (1МРП = 2525 тенге. - “НП”)”. Также стало известно, что установили заказчика. По словам Ерлана Алмагамбетова, подполковника полиции, начальника управления по противодействию наркобизнесу ДП города Алматы, это “частное лицо, житель города Караганды”. Сейчас всю информацию по подозреваемому передали в компетентные органы Карагандинской области, однако на момент подготовки номера информации о его поимке в открытых источниках не было. “НП” продолжит следить за развитием ситуации. |