|
Ольга Шишанова Депутаты Мажилиса Парламента РК засомневались в соблюдении прав и законных интересов казахстанских водителей. Поводом стало очередное введение оплаты за проезд по дорогам республиканского значения
Когда несколько лет назад НК “КазАвтоЖол” приступила к взиманию денежных средств за проезд на участке автомагистрали Нур-Султан - Щучинск, речь шла о том, что проезд по одному километру дороги будет стоить один тенге. И уже в 2017 году такая практика введения именно этого тарифа оправдала себя тем, что сборы по итогам года составили более одного миллиарда тенге, а дорожники заговорили о полной рентабельности вложенных средств. Однако в начале года уходящего, когда начались сборы за проезд по трем участкам автодорог: Нур-Султан - Темиртау, Алматы - Капшагай, Алматы - Хоргос - автомобилисты Казахстана с настороженностью и неодобрением приняли это нововведение, так как, по данным общественного объединения “Общество содействия автомобилистам”, “почувствовали себя обманутыми”.
Дело в том, что ставки оплаты до последнего момента держались в тайне, а когда были объявлены, вызвали негативную реакцию у граждан. Что не может не сказаться и на будущем введении платного участка Щучинск - Кокшетау - Петропавловск. И такая позиция дорожников вызывает недоумение не только у автомобилистов. Наше издание неоднократно писало о проблемах, связанных с введением платных автодорог в Казахстане. И вот почему. Дело в том, что согласно законодательству, причем не только европейскому, но и казахстанскому, при введении платных автодорог в стране в обязательном порядке должна присутствовать альтернатива. То есть проходящая рядом трасса, качество которой должно быть (в идеале) не хуже, чем у той, за которую дорожники требуют оплату. Однако в республике подобную практику в отличие от Европы, где сеть автодорог настолько густая и автомобилисты знают, за что они платят подоходный налог, не ввели. Либо параллельно идет старая (а местами и грунтовая) дорога, которую с натяжкой можно было назвать альтернативой. В качестве примеров достаточно вспомнить ужасающие условия таких “трасс” во время ремонта автобанов по направлению Нур-Султан - Щучинск и Нур-Султан - Караганда. С другой стороны, не совсем понятно, каким образом в стране, где дороги простираются не на десятки, а на многие сотни и даже тысячи километров, они на всем протяжении могут быть платными. И дело тут не только в качестве дорожного полотна, о котором отдельный разговор, а в том, что пользоваться дорогами можно не всегда и не везде. И потому введение оплаты за весь километраж - от пункта “А” в пункт “Б” - создает весьма скользкое положение вещей, которое ведет к закономерному вопросу: а за что, собственно, мы платим? Ведь, как законопослушные граждане, казахстанцы и без того оплачивают подоходные налоги, так почему же приходится платить дважды? Причем второй раз предприятию, которое должно следить за качеством дорог, а не превращаться в машину по сбору денег, иными словами, в коммерческое предприятие, ставящее себе главной задачей получение прибыли. Именно об этом, судя по всему, говорят и депутаты Мажилиса Парламента РК. - Во время информационной кампании по расширению протяженности платных дорог государственные органы привлекали автомобилистов сравнительно низкой стоимостью проезда, которая будет по карману каждому. Общественность приняла идею проезда по хорошей дороге и оплаты средств для ее содержания по ставке один тенге за один километр, - подтвердил мажилисмен Айкын Конуров. Кроме того, платные дороги в стране не должны превращаться в систему, как это происходит с того времени, когда ввели оплату за автобан Нур-Султан - Щучинск. Мы уж не говорим, что плату за проезд увеличили. Причем без всяких на то оснований. Во-первых, был значительно необоснованно превышен обещанный первоначально тариф для легкового автотранспорта. Во-вторых, автомобилисты возмущены неприемлемой моделью оплаты, при которой за наличный расчет стоимость проезда оказывалась в два раза дороже, чем при использовании электронных сервисов. “В этом случае, - говорит депутат Конуров, - имело и имеет место ущемление прав автомобилистов, которые не владеют электронными способами оплаты, не зарегистрированы в информационных сервисах, не имеют устойчивой связи с интернетом”. Но особенно вызвала вопросы и непонимание чрезмерно высокая ставка оплаты для грузового автотранспорта. - Также сомнения усиливает отсутствие прозрачности в деятельности компании в части получения и расходования денег и исключительно несовершенный процессинговый сервис по взиманию средств со счетов автомобилистов, а еще - череда коррупционных скандалов, - посетовал на это мажилисмен. И его обвинения не голословны. Так, год назад по подозрению в получении взятки в размере 73 тысяч долларов в Атырау задержали начальника отдела филиала АО “НК “КазАвтоЖол”. В мае 2017 года по подозрению в присвоении и растрате трех миллиардов тенге задержали заместителя директора Павлодарского областного филиала. В апреле 2017 года стало известно об аресте директора североказахстанского областного филиала компании. Задержанному инкриминировали получение крупной взятки. В 2018 году тоже не обошлось без коррупционных проблем. И всего месяц назад начали досудебное расследование в отношении директора филиала “КазАвтоЖол” в ВКО, которого подозревают в получении взятки в размере двух миллионов тенге. И этот список можно продолжить. Кстати, проведенный ОО “Общество содействия автомобилистам” предварительный расчет рентабельности показал, что полученная прибыль от управления платными участками в размере 481 миллиона тенге только за семь месяцев этого года вполне позволяет “КазАвтоЖол” снизить ставки для грузовых автомобилей и внедрить прежний тариф для легкового автотранспорта. - Более того, в случае равенства получаемых доходов с нормативными расходами на содержание платных участков дороги дорожники должны приостановить сбор средств за проезд по платным участкам дорог в текущем и инициировать процедуру снижения в следующем периоде, - убеждены и депутаты. А еще лучше - и вовсе отменить оплату автодорог в республике, иначе их строительство и содержание превращается, повторим, просто в коммерческую деятельность, а не в поддержание транспортной инфраструктуры в функциональном состоянии. Не зря автолюбители отнюдь не с радостью ждут ремонта старых или строительства новых автотрасс (напомним, в планах у “КазАвтоЖол” такие направления, как Караганда - Алматы и Алматы - Усть-Каменогорск).
Нур-Султан |