ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Дикие деньги Новость дня / События

Даулет Алтаев
Действительно дикие. Одомашнить их так и не получилось.
“Астана LRT” - синоним мутного проекта, за срыв которого и наказать-то пока некого. Кто-то (Талгат Ардан, бывший председатель правления ТОО “Астана LRT”) в международном розыске, а кого-то только начинает разрабатывать следствие. А ведь проект начали обсуждать еще в 2011 году.
И ведь только сегодня по ходу расследования начинают всплывать все новые фамилии и подставные фирмы, через которые, “оказывается”, выводили миллионы долларов США. Назвать их публично все еще не могут. Вспоминают и “покойников” - почивший “Банк Астаны” искусно забрал с собой более 250 миллионов долларов, принадлежащих проекту. При этом, сообщают официальные лица, шансы вернуть их на уровне 30-40 процентов...
А еще проект легкорельсовой линии “Астана LRT”, даже толком не начавшись, уже должен 344 миллиона долларов банку Китая, и этот заем государству необходимо обслуживать. Сейчас чиновники деньги активно ищут - со своими-то можно договориться, а вот с чужими - тяжелее

Появятся ли еще в истории независимого Казахстана такие вот прорывные “жирные” и в то же время совершенно провальные проекты, которые и дальше позволят прикарманивать государственные средства безнаказанно? Ведь никого к ответственности так и не привлекли. При этом цена этого проекта для казахстанских масштабов просто несуразная - пусть и сниженная от первоначальных 2,3 миллиарда евро, запрошенных французами, до 1,9 миллиарда долларов, назначенных китайцами. Да, розыск, да, уголовное дело в отношении Ардана. Но общественность даже не в курсе, сколько ему вменяют и кто его подельники.

 

 

Формально большую часть денег, предназначенных для столичного LRT, занимали у зарубежных банков (в частности у Госбанка развития КНР), но отдавать все же будет государство. Или мы с вами, если примут решение рефинансировать долг за счет выпуска облигаций “Астана LRT”, которые купит ЕНПФ... Нет, утверждать, что инвестором станет именно Пенсионный фонд, мы не можем. Однако с точки зрения финансовых аналитиков ЕНПФ вполне способен “клюнуть” - мол, срок достаточно короток, да и процент интересный. При этом еще и государственная гарантия есть, что придает долговым бумагам лоск “безрисковости”. В общем, проскальзывают такие вот “настроения”.
Впрочем, чиновники все же не могут сказать точно, кто конкретно будет отдавать долги и даст деньги на продолжение строительства. Вроде есть договор с Народным банком, вроде и государственные фонды согласны немного подкинуть (500 и 100 миллионов долларов соответственно), мол, этого на первое время хватит... А между тем заем в 344 миллиона долларов, которые привлекли ранее у Госбанка развития КНР, необходимо обслуживать уже сегодня. А это дополнительные расходы - по мнению аналитиков, этот финансовый институт вполне имеет право начислять просрочку. Сколько, нам не сообщают. Наверное, скажут позже, когда будут судить официального виноватого.
Спрут столичного LRT, по всей видимости, так глубоко пустил свои щупальца, что чиновники до сих пор не могут полностью отказаться и, наконец, закрыть проект. Даже несмотря на критику двух президентов. Не так давно президент Токаев высказался очень метко и колко: мол, если некоторые активисты в рамках марафона пробегают чуть ли не на одном дыхании расстояние большее чем 22 километра (напомним, что протяженность линии LRT в последней редакции проекта 22 километра - 18 станций), зачем было принимать подобные проекты в принципе? “Протяженность LRT - 22,5 километра. Запланировали 18 станций.

 

Бывший председатель ТОО “Астана LRT” Талгат Ардан

 

Слушайте, вы на соревнованиях по марафону здесь, в столице, бегаете больше, чем 22 километра. А для чего тогда строить LRT? 18 станций - это значит, что чуть больше одного километра один отрезок пути. Мы пешком на прогулках больше ходим. Я вообще не понимаю, как можно было такой проект пускать в дело”, - отметил Токаев, все же поручив проработать конкретные сроки возобновления работ и завершения первой очереди LRT, а также определиться по графику и механизму реализации второй очереди.
В общем, как бы там ни было, до сих пор нет четких цифр убытков и масштабов воровства. Оно как бы есть, но никто не знает, сколько конкретно. Все, что указано в открытых источниках - это долг перед китайским банком в 344 миллиона долларов и около 257 миллионов долларов “заморожены” (а не потеряны ли безвозвратно?) после банкротства “Банка Астаны”.
“Констатируют бегство за границу одних, не замечая других. Это было запланированное бегство, понятно же. В частности, руководители акимата когда-то же принимали решение, их подписи наверняка есть”, - также отметил президент Токаев. И сегодня складывается такое впечатление, что сейчас идут активный торг и борьба за выживание. То есть за то, чтобы не попасть в список виноватых (читай - вороватых). Виноватых, получается, во всех возможных махинациях еще с 2015 года.
Ведь согласно информации из открытых источников после критики президента Назарбаева решили акцентировать внимание на проекте BRT. В 2013-м Нурсултан Назарбаев прямо высказал сомнения относительно целесообразности проекта за те деньги, в которые его оценили, предложив альтернативный вариант в виде выделенных полос для скоростного автобусного сообщения. Этот проект был дешевле и эффективнее - около 560 миллионов долларов по курсу 2013 года (около 150 тенге за один доллар США). “К примеру, если только на строительство первой линии LRT протяженностью 21,4 километра затраты составляют почти 250 миллиардов тенге, то на этот участок линии BRТ расходуется всего 85 миллиардов тенге”, - объяснял тогдашний аким города Астаны.
Однако по каким-то причинам в 2015 году проект BRT заморозили. Как выяснилось позже - в пользу возобновления проекта LRT. В общем, несуразно дорогой проект каким-то образом (коррупционным, надо полагать) получил второе дыхание. Китайские инвесторы оценили проект в 1,9 миллиарда долларов. Сообщают, что подписали меморандум. И вновь освоение диких капиталов закрутилось с удвоенной силой. Но вот в 2017 году Талгата Ардана, бывшего председателя правления ТОО “Астана LRT”, отстранили от должности. А в этом году его объявили в международный розыск. То, что сейчас известно общественности из открытых источников - его считают главным обвиняемым. К слову, 10 октября этого года появилось сообщение о том, что по делу хищений в рамках проекта LRT будут проходить 10 человек. Однако ни сумм, ни фамилий, ни должностей официальные органы не публикуют. Это в какой-то степени подтверждает теорию о том, что сегодня идет активный торг за то, чтобы не попасть в список десяти разбогатевших.
Это все, что известно нам сегодня по ущербу. “Следствие выявляет новые схемы хищения. Так, в 2014 году ТОО “Астана LRT” заключило договора на разработку ПСД по завышенной стоимости. При установленной госэкспертизой стоимости в 2,6 миллиарда тенге LRT заключили договор на 4,2 миллиарда тенге, из которых подрядчиками оплачено три миллиарда тенге. Разница составила 412 миллионов тенге. Указанные средства обналичены и похищены с помощью лжепредприятий. ...Принимаются меры по скорейшему установлению всех обстоятельств дела и дальнейшему привлечению виновных лиц к ответственности. Мы проверяем должностных лиц акимата и ТОО, точный круг определять не буду, но определяются полностью все лица, включая руководящий состав акимата. Более 10 человек проверяем”, - рассказал Сергей Перов, руководитель второго департамента Агентства по противодействию коррупции. Впрочем, общественности по обыкновению обещают, что документы изъяты, и говорить обвиняемые начнут уже совсем скоро. И, мол, за опубликованной мелочью потянется и крупняк. Мы можем предположить, что кого-то все же для порядка посадят. А потом в дело включится опытный кризис-менеджер. Как это было в случае с ЭКСПО-2017, когда пришлось разгребать многое в кратчайшие сроки опять же из-за невероятных объемов воровства.
Как бы там ни было, но мы по прежнему задаемся вопросом: стоит ли продолжать заниматься некромантией и оживлять убийствено дорогой проект?

 

Конечно, чрезвычайно завышенную стоимость строительства списали на сложные климатические условия города Нур-Султана. Но мы в который раз хотим напомнить о том, с какими сложностями сталкиваются строители в мире при возведении поистине грандиозных проектов. Так, “Бурдж-Халифа” в Дубае (ОАЭ), сверхвысокое 828-метровое здание, стоило около 1,5 миллиарда долларов США. Его возвели за пять с небольшим лет. И это в условиях нещадного ветра, пыльных бурь и экстремальной жары. А главное, зыбкого песчаного грунта. Из-за него строительство меганебоскреба становится особенно затратным.
К слову, строительство еще одного знаменитого своей сложностью проекта, 509-метрового здания “Тайбэй 101”, обошлось примерно в 1,7 миллиарда долларов. Это, как видит читатель, даже несколько меньше того, что до сих пор хотят направить на столичный LRT. Проще - обыкновенный трамвай.
Но давайте посмотрим на более близкие нам вещи. На то, как можно на эти деньги, предназначенные для проекта LRT, решить жилищный вопрос многих (если не всех) бесквартирных семей Казахстана.
Как известно, государственные гарантии по проекту рефинансирования проблем с “Астана LRT” составляют 1,6 миллиарда долларов США. Для ровного счета мы возьмем сумму в 1,5 миллиарда долларов США. Итак, 1,5 миллиарда долларов США - это 1,875 миллиона квадратных метров при средней рыночной стоимости в 800 долларов за квадратным метр, например, в городе Алматы. Если считать в средних хороших квартирах площадью около 60 квадратов, то получается 31 250 единиц. Это в самых дорогих городах Казахстана.
В то же время, по словам вице-министра индустриального и инфраструктурного развития Каирбека Ускенбаева, по состоянию на 1 января 2019 года в очереди на получение жилья в акиматах состояли 28 126 многодетных семей... При этом, если брать в расчет не рыночную стоимость, а себестоимость строительства, то приведенное количество квартир можно смело умножать на коэффициент 1,3-1,5. То есть этих денег с запасом хватило бы, чтобы обеспечить жильем все стоящие в очереди за квартирами многодетные семьи.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение