ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Половой вопрос Новость дня / События

Алла Иванилова
В социальных сетях разразилась нешуточная дискуссия - должны ли школьники мыть полы в классах?
Полемика по этому вопросу началась после брифинга в антикоррупционной службе. Директор столичной школы № 80 рассказала о новых методах воспитания казахстанских школьников по японской системе - после занятий ученики сами убирают за собой классы вместо техперсонала. Такую практику у учащихся с 7 по 11-й класс внедрили в прошлом году. Глава образовательного учреждения отметила, что против этой инициативы был только один родитель. В целом в школе обучаются 1906 детей. По словам руководителей, учеников не принуждают к труду - это дело добровольное. От техперсонала полностью не отказались, они проводят генеральную уборку.
Эта инициатива пришлась по душе чиновникам, и они выразили надежду на то, что и другие школы Казахстана будут перенимать этот опыт. “В Японии дети за собой убирают - это культура. Все знают, как повели себя болельщики на чемпионате мира по футболу, когда они убрали за собой. То же сделали и японские футболисты - после себя они оставили табличку “спасибо за игру”, - отметил глава департамента добропорядочности Агентства по противодействию коррупции Данияр Сабирбаев. И предложил помощь в консультации по механизмам внедрения этого опыта. Тем более что плюсов у него немало, и самый главный - приобщение детей к труду и воспитание уважения к чужому труду. Убрав за собой класс, ученики будут бережнее относиться и не мусорить, зная, что они ответственны за чистоту и порядок.

 

 

Такой опыт не нов. В советской школе практиковали дежурства в классе, когда ученики по очереди оставались после уроков, поднимали стулья, мыли парты, доску и пол. Позже от этого отказались и начали собирать с родителей деньги на техперсонал. И вот теперь к подзабытой практике, кажется, намерены вернуться.
Но родители школьников разделились на два лагеря - за и против. Первые считают, что “трудотерапия” будет на пользу детям. В пример сторонники этой инициативы приводят себя, говоря о том, что, будучи школьниками, мыли полы и ничего страшного в этом ни их родители, ни они сами не видели. Чтобы воспитать трудолюбивое поколение, а не лодырей-белоручек, нужно приучать к труду с детства. Тем более что школа - это второй дом для ребенка.
Есть категория казахстанцев, которые согласны с предлагаемыми новшествами, но при условии, что школьников обеспечат резиновыми перчатками, рабочими халатами, необходимым инвентарем, моющими средствами. Учитель в это время будет с ними, а школа предоставит развозку для тех, кто учится во вторую смену.
Но не все с оптимизмом смотрят на эту инициативу. Некоторые родители считают, что не надо Казахстан сравнивать с Японией. “В Японии нет школ, где линолеум самого низкого качества, с заплатками, и прибит металлическими полосками к полу, а кое-где еще и облезлые деревянные полы встречаются. Воду для мытья надо нести из туалета, а иногда - с другого этажа, и часто холодную”, - сетуют казахстанцы. Поэтому многие категорически против, чтобы их дети мыли в классе полы. Аргументов приводят немало. В первую очередь то, что дети ходят в школу получать знания, а не наводить лоск в кабинетах и приобретать первичные навыки уборщика и дворника. Старшеклассники в основном учатся во вторую смену, дети загружены - по 7-8 уроков, которые заканчиваются вечером, а после еще дополнительные занятия. Поэтому лишний час уборки, особенно в зимнее время, когда рано темнеет, задерживает учеников в школе, и ребенку придется поздно вечером добираться домой. А учитывая разгул преступности и такое явление, как педофилия, родители, естественно, переживают за своих чад. Юридически подкованные приводят выдержки из законодательства. Так, в соответствии с Трудовым кодексом, труд должен оплачиваться, а мытье полов - это труд, оплачиваемый техперсоналу. Кроме того, эксплуатация детского труда запрещена. Казахстан присоединился к Конвенции о правах ребенка, а это международный договор, имеющий приоритет над многими внутренними законами. Если детей обяжут мыть полы, то руководство школы должно спрашивать разрешение у законных представителей. “Иначе никак, поскольку у нас правовое государство”, - считают казахстанцы и предлагают директорам школ и чиновникам начать с себя - мыть свои кабинеты тоже.
Новый метод “полового” воспитания, как считают некоторые, породит “дедовщину”, когда полы будут мыть более слабые, и потом такие дети будут чувствовать себя ущербными. Переживают родители и за физическое здоровье своих чад - многие дети страдают аллергией, и мытье полов, уверены они, усугубит проблему. А еще придется поднимать стулья на парты - такие физические нагрузки, опасаются некоторые заботливые мамы и папы, отразятся на здоровье учеников и приведут к различным проблемам.
Кроме того, некоторые переживают за техперсонал, который останется не у дел, если школьники начнут сами мыть полы. Уборщицы будут убирать коридоры и туалеты, но штат придется в любом случае сократить.
Между тем уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Аружан Саин на своей странице в Facebook высказалась о внедрении новых методов воспитания в учебных учреждениях. “Ребенок и взрослый, который убирает за собой, не будет сорить! Здорово, если этот опыт столичной школы внедрят повсеместно. Со временем, уверена, станет чище и на улицах, и в подъездах, и в квартирах. Мы мыли свои классы, а дежурный класс - свой этаж! Помимо всего это было и внеклассное общение, мальчишки помогали девочкам - стулья поднимали, ведра носили. Тоже воспитание!” - написала детский омбудсмен.
Дискуссии на эту тему не утихают, а нарастают с каждым днем. Между тем в Японии, чей опыт намерены перенять в столице Казахстана, одна из традиций образования заключается в том, что у учеников есть обязанность - делать “о-соджи” (o-soji - “уборка”). В обычной школе “о-соджи” начинается после обеда и длится 20 минут, после чего дети могут идти на перерыв. Такие уборки проходят четыре раза в неделю, кроме среды и субботы. Каждый класс отвечает за свой кабинет и два других места в школе, например кабинет медсестры и библиотеку. В последний день каждого семестра проводят генеральную уборку. Сам процесс проходит увлекательно и напоминает игру, в которой каждый знает, что должен делать. Во время уборки дети слушают веселую музыку - песню “о-соджи” или какую-то бодрящую классическую музыку. В японских школах также принято, чтобы старшеклассники помогали тем, кто младше, справляться с уборкой. Например, группа учеников 6-го класса отправляется в класс первоклашек, чтобы им помочь. Это учит детей проявлять заботу и внимание к другим.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение