|
Алла Иванилова В социальных сетях разразилась нешуточная дискуссия - должны ли школьники мыть полы в классах? Полемика по этому вопросу началась после брифинга в антикоррупционной службе. Директор столичной школы № 80 рассказала о новых методах воспитания казахстанских школьников по японской системе - после занятий ученики сами убирают за собой классы вместо техперсонала. Такую практику у учащихся с 7 по 11-й класс внедрили в прошлом году. Глава образовательного учреждения отметила, что против этой инициативы был только один родитель. В целом в школе обучаются 1906 детей. По словам руководителей, учеников не принуждают к труду - это дело добровольное. От техперсонала полностью не отказались, они проводят генеральную уборку. Эта инициатива пришлась по душе чиновникам, и они выразили надежду на то, что и другие школы Казахстана будут перенимать этот опыт. “В Японии дети за собой убирают - это культура. Все знают, как повели себя болельщики на чемпионате мира по футболу, когда они убрали за собой. То же сделали и японские футболисты - после себя они оставили табличку “спасибо за игру”, - отметил глава департамента добропорядочности Агентства по противодействию коррупции Данияр Сабирбаев. И предложил помощь в консультации по механизмам внедрения этого опыта. Тем более что плюсов у него немало, и самый главный - приобщение детей к труду и воспитание уважения к чужому труду. Убрав за собой класс, ученики будут бережнее относиться и не мусорить, зная, что они ответственны за чистоту и порядок.
Такой опыт не нов. В советской школе практиковали дежурства в классе, когда ученики по очереди оставались после уроков, поднимали стулья, мыли парты, доску и пол. Позже от этого отказались и начали собирать с родителей деньги на техперсонал. И вот теперь к подзабытой практике, кажется, намерены вернуться. Но родители школьников разделились на два лагеря - за и против. Первые считают, что “трудотерапия” будет на пользу детям. В пример сторонники этой инициативы приводят себя, говоря о том, что, будучи школьниками, мыли полы и ничего страшного в этом ни их родители, ни они сами не видели. Чтобы воспитать трудолюбивое поколение, а не лодырей-белоручек, нужно приучать к труду с детства. Тем более что школа - это второй дом для ребенка. Есть категория казахстанцев, которые согласны с предлагаемыми новшествами, но при условии, что школьников обеспечат резиновыми перчатками, рабочими халатами, необходимым инвентарем, моющими средствами. Учитель в это время будет с ними, а школа предоставит развозку для тех, кто учится во вторую смену. Но не все с оптимизмом смотрят на эту инициативу. Некоторые родители считают, что не надо Казахстан сравнивать с Японией. “В Японии нет школ, где линолеум самого низкого качества, с заплатками, и прибит металлическими полосками к полу, а кое-где еще и облезлые деревянные полы встречаются. Воду для мытья надо нести из туалета, а иногда - с другого этажа, и часто холодную”, - сетуют казахстанцы. Поэтому многие категорически против, чтобы их дети мыли в классе полы. Аргументов приводят немало. В первую очередь то, что дети ходят в школу получать знания, а не наводить лоск в кабинетах и приобретать первичные навыки уборщика и дворника. Старшеклассники в основном учатся во вторую смену, дети загружены - по 7-8 уроков, которые заканчиваются вечером, а после еще дополнительные занятия. Поэтому лишний час уборки, особенно в зимнее время, когда рано темнеет, задерживает учеников в школе, и ребенку придется поздно вечером добираться домой. А учитывая разгул преступности и такое явление, как педофилия, родители, естественно, переживают за своих чад. Юридически подкованные приводят выдержки из законодательства. Так, в соответствии с Трудовым кодексом, труд должен оплачиваться, а мытье полов - это труд, оплачиваемый техперсоналу. Кроме того, эксплуатация детского труда запрещена. Казахстан присоединился к Конвенции о правах ребенка, а это международный договор, имеющий приоритет над многими внутренними законами. Если детей обяжут мыть полы, то руководство школы должно спрашивать разрешение у законных представителей. “Иначе никак, поскольку у нас правовое государство”, - считают казахстанцы и предлагают директорам школ и чиновникам начать с себя - мыть свои кабинеты тоже. Новый метод “полового” воспитания, как считают некоторые, породит “дедовщину”, когда полы будут мыть более слабые, и потом такие дети будут чувствовать себя ущербными. Переживают родители и за физическое здоровье своих чад - многие дети страдают аллергией, и мытье полов, уверены они, усугубит проблему. А еще придется поднимать стулья на парты - такие физические нагрузки, опасаются некоторые заботливые мамы и папы, отразятся на здоровье учеников и приведут к различным проблемам. Кроме того, некоторые переживают за техперсонал, который останется не у дел, если школьники начнут сами мыть полы. Уборщицы будут убирать коридоры и туалеты, но штат придется в любом случае сократить. Между тем уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Аружан Саин на своей странице в Facebook высказалась о внедрении новых методов воспитания в учебных учреждениях. “Ребенок и взрослый, который убирает за собой, не будет сорить! Здорово, если этот опыт столичной школы внедрят повсеместно. Со временем, уверена, станет чище и на улицах, и в подъездах, и в квартирах. Мы мыли свои классы, а дежурный класс - свой этаж! Помимо всего это было и внеклассное общение, мальчишки помогали девочкам - стулья поднимали, ведра носили. Тоже воспитание!” - написала детский омбудсмен. Дискуссии на эту тему не утихают, а нарастают с каждым днем. Между тем в Японии, чей опыт намерены перенять в столице Казахстана, одна из традиций образования заключается в том, что у учеников есть обязанность - делать “о-соджи” (o-soji - “уборка”). В обычной школе “о-соджи” начинается после обеда и длится 20 минут, после чего дети могут идти на перерыв. Такие уборки проходят четыре раза в неделю, кроме среды и субботы. Каждый класс отвечает за свой кабинет и два других места в школе, например кабинет медсестры и библиотеку. В последний день каждого семестра проводят генеральную уборку. Сам процесс проходит увлекательно и напоминает игру, в которой каждый знает, что должен делать. Во время уборки дети слушают веселую музыку - песню “о-соджи” или какую-то бодрящую классическую музыку. В японских школах также принято, чтобы старшеклассники помогали тем, кто младше, справляться с уборкой. Например, группа учеников 6-го класса отправляется в класс первоклашек, чтобы им помочь. Это учит детей проявлять заботу и внимание к другим.
Нур-Султан |