Константин Маскаев На фасаде многоэтажного дома в Алматы появился набросок портрета человека в форме, который держит на руках детеныша сайгака. Фото изображения разлетелось по соцсетям и новостным лентам. Многие тут же обнаружили сходство живописного портрета с фотографией трагически погибшего в январе 2019 года инспектора Ерлана Нургалиева в схватке с браконьерами. Та печальная история вызвала справедливое негодование в обществе и показательно жесткую реакцию правоохранителей по отношению к преступникам. Позже президент Назарбаев за храбрость и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга, посмертно наградил инспектора орденом “Барыс” ІІІ степени
|
Новый арт-объект пока в стадии проработки деталей. Но уже сегодня на этом внушительном граффити можно узнать героя по наиболее известной его фотографии с детенышем сайгака на руках, облетевшей в минувшем январе многие издания и интернет-ресурсы. Возможно, этот арт-объект стал своеобразным памятником погибшему инспектору непреднамеренно. Дело в том, что известный и талантливый голландский художник Тельмо Пипер, часто изображающий людей и животных, как-то обнаружил фото сайгака. Прежде он не видел этих удивительных животных и стал искать их фото в различных источниках. Вероятно, одна из фотографий - та, на которой Ерлан держит сайгачонка. Повторив ее композиционно, Пипер решил изобразить собирательный образ защитника природы. А в качестве портретной натуры выбрал обычного мужчину восточного типа. На настенном рисунке он будет в кепке военного кроя, которые носят в том числе и инспекторы природоохраны, но спереди ее украсит фрагмент национального орнамента. Инициатор и учредитель общественного фонда “Дети рисуют мир” и куратор фестиваля монументального искусства Mural fest Молдир Бекжан рассказала нашему изданию, что Тельмо Пипер создает свои рисунки по всем миру. И всякий раз стремится привлечь внимание общества к проблеме сохранения природы. Так, в своей работе в Алматы Тельмо намерен изобразить не две, а четыре руки, поскольку двух рук, по его мнению, недостаточно для того, чтобы сберечь исчезающий вид степной казахстанской антилопы от варварского истребления. Тем не менее отсылка к Ерлану Нургалиеву, его верности служебному долгу и гражданской позиции не может не быть очевидна для казахстанцев, многие из которых восприняли обстоятельства, приведшие к гибели инспектора, как личную трагедию. Наша газета внимательно следила за трагическим происшествием и последующим развитием событий (см. №№ газеты “Новое поколение” от 17 и 18 января, 14 февраля, 28 марта, 18 апреля текущего года). Инспекторы Ерлан Нургалиев и Петр Ницык 13 января вступили в противоборство с браконьерами на территории Карагандинской области. Инспекторы “Охотзоопрома” получили серьезные травмы. Ерлан Нургалиев не выжил. По словам друзей и коллег, инспектор Нургалиев всегда был принципиальным, очень честным, добрым и инициативным. В свои 53 года был спортивным, физически развитым мужчиной. На протяжении шести лет Ерлан Нургалиев охранял редкие и исчезающие виды животных в Нуринском районе. Полицейские задержали подозреваемых в убийстве спустя неделю. Трое мужчин пытались спрятаться в частном доме в Кызылорде. В феврале Нургалиева (посмертно) и его коллегу Ницыка наградили орденом “Барыс” III степени.
Авторы нового арт-объекта предпочитают не подчеркивать его связь с январской трагедией. Тем не менее мы считаем, что образы именно таких преданных служебному долгу людей, как Ерлан Нургалиев, достойны воплощения и в камне, и в бронзе. К слову, большинство прокомментировавших новость о появлении мурала даже не усомнились, что изображен именно инспектор. И очень комплиментарно высказались в адрес инициаторов. Так что народное признание эта идея уже получила, даже если оказалась результатом догадок. В любом случае, авторы очень хорошо попали в ожидания. В последние несколько лет по всему Казахстану появилось немало памятников батырам и ханам, сражавшимся за интересы своего племени. В процессе создания исторического поля эти памятники тоже нужны. Но их роль в воспитании новых патриотов не так выпукла, как история сверстника и современника. События, которые произошли, можно сказать, на наших глазах, работают убедительнее героев далекого-далекого прошлого. То, что мы пропустили через себя или сохранилось в живых эмоциональных рассказах наших родителей, будет жить и в нас, и в наших детях. Поэтому к монументам Денису Тену или Виктору Цою будут нести живые цветы. Будут делать снимки на скамейке с бронзовым Юрием Гагариным. Потому что это истории, которые мы пережили лично. И они наполнены нашим личным горем или иным, но личным впечатлением. Вот и за гигантское граффити, которое отсылает нас к общей печали и к общей надежде, большое спасибо. Его ценность в том, что оно расскажет сегодняшнему молодому человеку о таких живых понятиях, как честь, достоинство, гражданская позиция и любовь к родине. Монументы только настоящим героям хранят знаки времени. Все остальное может даже не задеть за живое.
Фото Талгат Галимов |