|
Алла Иванилова Министерство образования и науки пообещало исправить ошибки в школьных учебниках, которые возмутили депутатов. Напомним, что в начале мая мажилисмены обратились в Минобразования с запросом по поводу содержания учебников от издательства “Алматы кітап” для школ с казахским языком обучения. Их разработали в рамках обновленной программы, и в скором времени они должны попасть в руки школьников. “Какой будет судьба наших учеников, если вот с такими грубыми ошибками утвердят учебники обновленной программы?” - вопрошали законодатели
Внимательно изучив учебники, депутаты указали на ошибки и неточности, попросив их исправить. В частности, недовольство вызвал учебник по математике для 4-го класса, в котором предлагают “вычислить скорость полета велосипедиста и лыжника”. В Министерстве образования и науки ответили, что в прошлые годы было задание “вычислить скорость полета бабочки, жука и пчелы”. В новой редакции насекомых поменяли на спортсменов, а “скорость полета” забыли изменить на “скорость движения”. Также депутаты обратили внимание и на другие ошибки. Так, обозначения национальных валют даны на английском языке, хотя должны быть на государственном. На одной из страниц приведены сначала иностранные валюты, а потом уже национальные. Народные избранники посчитали это “грубой ошибкой”. Кроме того, нумерация в учебнике начинается с седьмой страницы, а не с первой. Это замечание устранять не будут, так как авторы объяснили, что с 1-й по 7-ю страницу размещены введение в книгу, напутствия авторов и правила пользования. Нарекания вызвал учебник по литературному чтению также для 4-го класса, где вместо привычных для Казахстана имен приводят иностранные: Дори, Нори, Ори. В образовательном ведомстве пояснили, что это имена героев из мирового бестселлера “Властелин колец”, автором которого является Джон Рональд Руэл Толкин, а это задание предназначено для развития трехъязычия в обучении. Тем не менее замечания народных избранников приняли и пообещали заменить на другие имена. Также парламентариев заинтересовало задание, в котором предлагают посмотреть ролик на YouTube.com, но претензий к нему не возникло, так как в МОН уже отказались от него. В итоговый вариант учебника задание не вошло. Кроме того, ведомство устранит задание посмотреть мультипликационный фильм “Рататуй” и пересказать содержание, его заменят на другой, возможно, отечественный мультфильм. В учебнике по физике для 7-го класса авторы просят учеников “вычислить площадь детского ботинка”. Парламентарии посчитали эту постановку вопроса некорректной. По их мнению, правильный вариант - “вычислить площадь подошвы детского ботинка”.
Также депутатов возмутило, что учебники на казахском языке создают с помощью переводчиков. В итоге перевод текста является буквальным, с множеством грамматических и технических ошибок, и решить такие задания невозможно. Министерство образования и науки пообещало отправить все книги в печать в исправленном виде. В целом обновленную программу, которую внедрили в 1, 2, 5 и 7-х классах, в последнее время все чаще подвергают критике. Ее разработали и реализовали в Назарбаев Интеллектуальных школах, где она доказала свою эффективность. Теперь ее внедряют в школы по всей республике. Родители жалуются, что успеваемость отличников и хорошистов стала хуже. А все потому, что система оценки знаний в корне изменилась. Привычные всем пятерки и двойки заменили на балльную систему, и ученики теперь не понимают, какую отметку получают. Оценок в течение четверти нет как за урок, так и за домашнюю работу. Отследить успехи и предугадать четвертные и годовые отметки стало тяжело. Новая критериальная система оценки - это, по сути, несколько суммативных оценок за разделы (СОРы) и суммативная оценка за четверть (СОЧ). Четвертную оценку выставляют путем сложения баллов за каждый СОР и СОЧ, а каждому баллу соответствует своя отметка. Между тем учителя констатируют, что не все отличники продолжают получать пятерки, так как некоторые из них заслуживали оценки за отдельно выученное правило и решенную задачу, и таким образом, накопив высокие оценки, становились лучшими. При новой системе оценивания нет условий для сравнения с другими. При этом многие эксперты считают, что кардинально изменить методику оценивания и преподавания, которую вырабатывали десятилетия, практически невозможно. Программа, учебники и оценки должны быть понятны в первую очередь ученику.
Нур-Султан |