|
Мадина Меирманова Несмотря на существование Евразийского экономического союза, пенсии в наших странах начисляют до сих пор по-разному. Это создает сумятицу, например, при переезде. А потому решили унифицировать пенсионное поле всего Союза. В частности, проект соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся могут принять государства-участники ЕАЭС уже в этом году
Проблема перекочевки пенсионеров из страны в страну, облегчившаяся с введением ЕАЭС, обнажила большую проблему единого пространства. В момент, когда интеграционный орган (Евразийская экономическая комиссия) впервые задумался над “пенсионным вопросом”, разница выхода на пенсию в разных странах составляла пять лет: в Казахстане уже стартовало повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет, в России же дамы уходили на заслуженный отдых в 55, мужчины в РК становились пенсионерами в 63, в РФ и РБ - в 60. С какого периода считать пенсии переехавшим? Платить ли, например, казахстанцам, работающим в РФ, пенсию с 60 лет или все-таки отправлять их на отдых по “меркам гражданства”. А главное - что делать со стажем, заработанным в другой стране? В общем, вопросов немало. И все вопросы - социально-капитальные. То есть денежные.
В 2015 году Евразийская экономическая комиссия впервые заявила о готовности к формированию единого пенсионного поля, о возможности унификации договоров о пенсионном обеспечении трудящихся всех стран Евразийского экономического союза. Предполагали, что процессы завершатся к концу 2016 года. Но в ходе переговоров потребовалось гораздо больше времени, чтобы выработать единообразный (и взаимовыгодный) сценарий обеспечения достойной старости мигрантам. Чтобы понять весь объем проблемы, достаточно упомянуть размеры перетока населения из страны в страну. В прошлом году из Казахстана в Россию на ПМЖ выехало около 37 тысяч человек. В поисках работы через границы стран-участниц ЕАЭС передвигается людей в разы больше. Но как обеспечить всем светлое будущее достойной старости, если страны имеют совершенно разные пенсионные системы? Казахстан уже 20 лет назад перешел на накопительную пенсионную систему (каждый трудящийся сам копит себе на пенсию), в России пытаются много лет совместить накопительную и солидарную системы (обязательные пенсионные взносы идут в бюджет, добровольные - в накопительные пенсионные фонды), Белоруссия осталась на солидарной системе (за счет взносов работающих оплачивают пенсии пенсионерам). Как гражданин, проработавший в Казахстане 15 лет, но переехавший в Белоруссия, может получить свои пенсионные деньги “на пенсию”, а не наличными при переезде, и какую в этом случае Минск должен платить ему пенсию? А как быть с белорусом, который на закате трудовой деятельности решил перебраться в Казахстан и не имеет накоплений на достойную старость на личном счете в ЕНПФ? В общем, кто несет ответственность за выплату пенсионных денег? Вопросов много. Решали их долго и усердно. И порой не самым выгодным образом для россиян и белорусов - им решили поднять пенсионный возраст. Москва начала процесс повышения возраста выхода на пенсию с нынешнего года (женщинам возраст повысят с 55 до 60 лет, а мужчинам - с 60 до 65), Минск решил с 2022 года отправлять на пенсию мужчин с 63 лет, женщин - с 58. Но зато есть и хорошие новости - трудовой стаж, заработанный в каждой из стран-участниц ЕАЭС, будет суммироваться (это актуально с учетом того, что Казахстан с недавних пор тоже решил приравнять размер выплаты пенсии к стажу). Попробуем понять, как это будет выглядеть на практике. Сразу уточним, что речь будет идти о выравнивании прав трудящихся исключительно в части пенсий, выплачиваемых государством и учитывающим трудовой стаж. Накопительные суммы (а накопительные системы действуют в Казахстане, Армении, Кыргызстане и России) в учет не берут - их и так начисляют гражданам. Так, например, в Казахстане средняя пенсия составляет 101 тысячу тенге, но складывается она из трех составляющих: выплаты из ЕНПФ, базовой и солидарной частей пенсии. И, если посчитать, большую часть суммы составляют обязательные государственные выплаты. Базовая пенсия (государственная часть) привязана к стажу работы, стажу участия в пенсионной системе (чем дольше работает, тем выше эта пенсия) и величине прожиточного минимума в РК. Минимальная базовая пенсия в этом году составляет 16 037 тенге (если стаж участия в ЕНПФ менее 10 лет), максимальная же - не выше размера МПМ. То есть, если гражданин, предположим, Белоруссии, захочет переехать жить на пенсии в РК, то он сможет автоматически претендовать на 16 037 тенге пенсии от государства Казахстан. А остальные суммы ему будут высылать из Белоруссии. Солидарная пенсия, которую еще называют трудовой, привязана к стажу и уровню заработка (для получения полной трудовой пенсии трудовой стаж для мужчин - не менее 25 лет, для женщин - не менее 20). Размер трудовой пенсии составляет 60 процентов от среднемесячного дохода, но его верхняя граница ограничена 46 месячными расчетными показателями (116 150 тенге). Минимум же, гарантированный всем, в нынешнем году составляет - 36 108 тенге (при наличии требуемого стажа работы). То есть, если, предположим, кыргызстанец со стажем работы у себя в 25 лет приедет в Казахстан, он сможет претендовать на получение двух видов пенсии - базовой и солидарной (исходя из своего трудового стажа). И будет получать минимальную пенсию в размере 16 037 + 36 108 = 52 145 тенге. Это минимум, если его заработок был очень низким. Если он в любые три года работы (в любой стране ЕАЭС) был высоким, то, соответственно, и пенсия будет выше. Аналогично будут высчитывать и пенсию казахстанца, который захочет заслуженный отдых провести, скажем, в России: ему пенсию там будут начислять исходя из трудового стажа, заработанного в нашей стране и плюс стажа в любой другой стране ЕАЭС. Сейчас же ситуация патовая: гражданин, переезжая из одной страны в другую, теряет свой стаж. Просто потому, что пенсионные взносы (будь это солидарная пенсионная система или накопительная) уплачивал в другой стране. Теперь все поменяется. В этом и заключается главная норма принимаемого ЕАЭС соглашения - гарантия обеспечения пенсии работникам на равных условиях независимо от государства-члена ЕАЭС, в котором осуществляется трудовая деятельность. Теперь каждая страна при назначении пенсии гражданина будет учитывать общий стаж работы: советский (таких работников тоже немало), национальный (то есть в стране, гражданином которой работник является) и стаж в любой другой стране-члене ЕАЭС. Более того, каждая страна будет производить пенсионные выплаты за период работы сотрудника на своей территории. То есть каждая страна будет вести учет трудовой деятельности граждан Союза с уплатой пенсионных взносов на своей территории, чтобы в будущем выплачивать им вне зависимости от того, где этот гражданин сейчас проживает. Еще раз повторим: речь идет исключительно о “государственной части” пенсионных выплат. В общем, документ, проект которого одобрили все страны ЕАЭС, призван решить две ключевые проблемы: узаконить право суммировать стаж работы во всех странах и обеспечить гарантированное пенсионное содержание от страны, где этот стаж зарабатывался, в стране нынешнего проживания. Во всем этом есть одно важное “но”. Документ учитывает лишь легальную рабочую силу, имевшую официальные стаж и пенсионные отчисления. Вопрос с “самозанятыми” пока повисает в воздухе.
Астана |