ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Рулевые игры Новость дня / События

Алла Иванилова, Артур Бабаев
Депутаты предлагают сократить возрастной ценз для водителей категории D и тем самым разрешить управлять автобусами уже с 18 лет (вместо нынешних 25). Мотивировка - острый недостаток водителей общественного транспорта, из-за чего автопарки работают фактически вполсилы.
Однако эта мера представляется неоправданной. Безработица, возможно, уменьшится, а вот количество страшных аварий скорее всего возрастет

Сегодня во всем мире в приоритете общественный транспорт. Количество автомобилей в городах растет, и власти “пересаживают” население на автобусы и метро. И если в Сингапуре общественным транспортом пользуется 63 процента горожан, в Москве - 66 процентов, а в Нью-Йорке - около 55 процентов, то в казахстанских городах, даже самых крупных, намного меньше. Поэтому задача чиновников сделать общественный транспорт настолько привлекательным, чтобы у казахстанцев отпала необходимость пользоваться “железными конями”.
Для этого нужны не только комфортабельные автобусы (чем больше, тем лучше), но и водители. А с этим в республике проблема, точнее, дефицит. Мажилисмены считают одной из причин этого завышенный возрастной ценз для водителей автобусов. Так, в действующем Законе “О дорожном движении” (пункт 2 статья 74) установлен возраст для водителей на управление транспортными средствами категории D (автотранспорт, имеющий свыше 16 мест для сидения) 25 лет. Кроме того, необходимо иметь водительский стаж пять лет, в том числе по категории D1 (автотранспорт, имеющий от 8 до 16 мест для сидения) не менее трех лет. Такие правила начали действовать с 2014 года. До этого водительское удостоверение категории D можно было получить с 21 года, как, впрочем, сейчас в соседней России. Возрастной ценз повысило Министерство внутренних дел, чтобы сократить число фактов допуска неопытных водителей к управлению пассажирскими автобусами и снизить аварийность.
Однако в итоге эта норма сократила число самих водителей автобусов, считают депутаты. Так, дефицит в масштабе республики сегодня составляет около девяти тысяч. Это более 30 процентов от общей потребности. В столице не хватает почти 960 водителей, в Кокшетау - около ста, в Шымкенте - более 500, а в Таразе по этой причине на одном из транспортных предприятий из 180 автобусов простаивает половина. И так практически в каждом регионе.
При этом, как показывает практика, желающих быть водителями автобусов при нижнем пределе возраста 25 лет не так уж много из-за непривлекательного графика работы, высоких требований и скромной зарплаты. В ряде городов уже не готовят водителей категории D, и молодым людям нет доступа к получению категории. Автопарки выживают за счет старого состава.
Как считают парламентарии, опасения сторонников действующей нормы, что возрастной ценз необходим для повышения безопасности на автобусных маршрутах, не оправданы. Главная причина, полагают они, в качестве подготовки водителей и существующей степени ответственности. “Правильнее будет сказать - безответственности за эту работу”, - отмечают члены фракции “Народные коммунисты”. Именно они обратились к премьер-министру страны с соответствующим запросом.
“На этом этапе нашего развития при нашем менталитете получение удостоверений водителя путем самоподготовки или онлайн-обучения представляется преждевременным, как и оценка знаний будущего водителя только на автодромах и в спецЦОНах. Мы убеждены, что готовить их должны лицензированные организации под строгим контролем со стороны государства и общества”, - считают мажилисмены.
Также, по их мнению, отсутствует элементарная логика в практике подготовки водителей и выдаче удостоверений. “Готовят их в автошколах, в онлайн-режиме или они готовятся сами, сдают экзамены в спецЦОНах, а удостоверение выдает орган МВД, тем самым сужая свои возможности эффективно контролировать и оценивать качество подготовки водителей, так как совмещает несовместимое - разрешающие и контролирующие функции”, - считают коммунисты. И не видят логики и в том, чтобы отправлять 18-летних парней в армию, но при этом не допускать их за руль автобуса. В этой связи они просят “ввести разумный возрастной ценз и стаж работы, учитывая мнение специалистов-практиков для получения соответствующей категории”.
Между тем нельзя забывать, что водитель общественного транспорта - сложная работа, требующая выносливости, внимательности, крепкого здоровья и устойчивости к стрессу. Ведь от его профессионализма и здоровья зависит жизнь людей. Крики, громкие разговоры, работа двигателя, переполненные остановки, где нужно уследить за каждым пассажиром, который планирует войти или выйти из транспорта, - все это требует определенной выдержки. По этой причине в разных странах мира эта профессия высоко оплачивается. Максимальную зарплату получают водители автобусов в Люксембурге - более восьми тысяч долларов в месяц. За ними следуют коллеги из Швейцарии, зарабатывающие на тысячу долларов меньше. В Казахстане, в самой “показательной” столице, как ранее сообщало “Астана LRT”, в среднем зарплата водителя автобуса составляет около 250 тысяч (это чуть более 600 долларов). Но некоторые зарабатывают до 400 тысяч тенге, имея существенные надбавки за одиночную работу в связи с новыми условиями работы без кондукторов.
С другой стороны, отечественные маршрутные городские автобусы - это как аттракцион “Веселые горки”. И именно на общественный транспорт чаще всего жалуются казахстанцы. Поэтому, может, не стоит смягчать требования и снижать возрастной ценз? Все-таки водитель - это тот человек, которому мы доверяем жизнь, заходя в автобус.

 



Комментарий “НП”
Предложение депутатов, конечно, эпатирует, но здравый смысл требует, чтобы водители на общественном транспорте были не просто опытными, но и ответственными. Даже, пожалуй, поболее прочих. И простым снижением возрастного ценза этого явно не добиться.
Да, безработную молодежь, вероятно, привлекут относительно высокими зарплатами. Но молодые парни, как правило, горячи и несдержанны. Джигиты. Тестостерон, знаете ли, бушует. Именно объяснимое юностью чувство соперничества и заставляет молодых водителей байговать на проезжей части. Правильно ли усугублять ситуацию?
На самом деле водитель автобуса - профессия особенная. Это правильно, что она высоко оплачивается на Западе. И у нас, кстати, тоже, как следует из опубликованной информации. Ну а если и это не помогает ликвидировать дефицит кадров, значит, надо увеличить привлекательность работы чем-то еще: соцпакетом, не знаем, красивой униформой, прочими аксессуарами, которые поднимут престиж профессии и привлекут в нее дополнительно людей.
И почему, кстати, именно водитель автобуса? Почему не водительница? (По аналогии с учительницей, ведь когда-то и эта профессия тоже была преимущественно мужской, а теперь в большей степени женская.) Женщины более ответственные, менее агрессивно водят - возможно, из-за отсутствия вышеупомянутого тестостерона. Но в данном случае это то, что нужно. И, кроме того, тогда можно безбоязненно понижать возрастной ценз: молодые девушки, повторимся, ответственнее и спокойнее одногодков парней.
С тем же успехом можно привлечь и другие категории молодежи, не склонные к джигитовке на дорогах по причине недостатка тестостерона - геев, например. А? Водитель маршрутки - гей.
Звучит, по крайней мере, уж всяко политкорректнее, чем еще совсем недавно...

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение