|
Азамат Горожанин В Казахстане решили вывести из тени сферу такси. Другими словами, власти намерены упорядочить работу тех, кто зарабатывает или подрабатывает частным извозом. Один из документов, нацеленных на это, приказ министра финансов, подписали еще в ноябре 2018 года, но вступит он в действие 1 апреля этого года. Есть время на подготовку, которое государство предоставило частным извозчикам. Не успел, не сумел, проигнорировал - поставил себя вне закона
Кто-то вспомнит, а кому-то расскажут родители, что в советское время такси внешне можно было узнать по двум признакам. “Шашечкам” и зеленому огоньку. Потом огонек уступил место оранжевому светящемуся “гребешку” на крыше. Но неизменно - если огонек светится, значит, такси свободно. Взяв пассажира, таксист запускал таксометр. Огонек тут же гас. Таксометр тикал, отсчитывая время поездки и километраж. Доехав до места, пассажир видел сумму, которая требуется для расчета. Правда, пассажиры такси чаще всего давали сверх счетчика, округляя вверх - в пользу таксиста. Так было принято. Неукоснительно выполнявшееся, хотя и неписаное правило. Но наши люди, как известно, “в булошную по ночам не ездили”. Дорогим было это удовольствие, для ежедневных поездок накладным. Таксисты же мнили себя неким весьма закрытым и элитным сообществом среди работяг. В первые годы после развала Союза эти цеховые завоевания некоторое время держались. Таксопарки развалились, но остались водители. Долгое время государство если и занималось таксистами, то на уровне благих намерений. И весьма скоро наступил момент, когда извозом в той же южной столице стал заниматься почти каждый. Во-первых, машины на вторичном рынке стали весьма доступны. Во-вторых, в единственный на всю страну крупный город, Алматы, хлынул самый разнообразный народ даже из таких густонаселенных мест, как Тараз и Шымкент. Чтобы заняться здесь извозом. Без контроля, без отчета перед кем бы то ни было. И вскоре эти частные перевозчики уронили цены на извоз чуть ли не до стоимости проезда в городском автобусе. Ну представьте. Садятся в машину трое-четверо студентов и едут из центра в микрорайоны. И платят вскладчину тенге пятьсот... А эти поездки за сто тенге на два-три квартала. При таких ценах будешь ли требовать с водителя, чтобы он, например, воздержался от курения, не набивал полную машину пассажиров, которых попутчиками можно назвать весьма условно, не приставал с разговорами и не включал своей любимой волны на радио? Впрочем, кто как. Но все это превратилось и “сервис для нищебродов” и в “бизнес для нищебродов”. Многие эти заезжие лихачи, завидев пассажира, могли метнуться к обочине хоть из крайнего левого ряда, создавая аварийные ситуации и огрызаясь на справедливые возмущения других участников движения. Впрочем, не исключаю, что часть тех других и ругались потому, что сами оказались не такими расторопными и упустили пассажира. Наверное, многим доводилось садиться в машину, которая приличной казалась только снаружи. Грязный, вонючий и прожженный окурками салон, наверное, полбеды. А в каком состоянии, например, тормоза и почему ремень безопасности в стиле “А так накиньте!” представляет собой лишь фрагмент былого устройства, можно не спрашивать. И лучше не думать о том, с какого бодуна или после какого гашиша этот доставшийся вам “водила” выехал на улицы в охоте за пассажиром. Извоз пассажиров ушел из сферы деятельности государства в частные руки и, по-видимому, там теперь и останется. Частными стали целые таксопарки, укомплектованные новыми однотипными автомобилями, куда набирают квалифицированных и хорошо воспитанных водителей. Это дорогая услуга, которая возвращает нас к тем еще понятиям о сервисе, который известен нашим мамам и папам. Такое такси по определению не может быть дешевым видом транспорта, нравится это кому-то или нет. Кстати, если сравнить цены на этот сервис в других странах, то картина вырисовывается примерно такая. Например, Цюрих возглавляет список с самой дорогой поездкой в такси на трехкилометровое расстояние - 25,25 доллара. В Токио за три километра вы заплатите 15,95 доллара. В Копенгагене - 13,77 доллара. Но это самые дорогие “таксовые” города мира. А вот самым дешевым в мире городом, где работают самые дешевые такси, является Каир в Египте, где три километра поездки в такси стоят всего 0,55 доллара. А вот Москва по стоимости такси в мире занимает 24-е место - 4,32 доллара за три километра. Это намного дороже, чем в Пекине - 3,52 доллара. Но вернемся к нашим такси. Будет у нас, конечно, и альтернатива. Те водители, которые, так сказать, сами себе таксопарк. По данным крупной интернет-площадки Kolesa.kz, полученным в органах налогового надзора, еще три года назад в Алматы легальным извозом занимались 2717 частных таксистов. Но число случайных “бомбил” в Алматы в десятки раз выше, считают в интернет-издании. И признают, что большинство таксует не от хорошей жизни. Но как делать это, не нарушая закон? Прежде всего следует помнить о налоговых обязательствах перед госбюджетом. Поэтому водителю, который собирается зарабатывать перевозкой пассажиров, необходимо зарегистрироваться как ИП. Причем бесплатно. Наконец, новация, которую теперь введут. В соответствии с приказом министра финансов, ИП, занятые частным извозом, при осуществлении своей деятельности должны будут применять контрольно-кассовые аппараты с функцией фиксации и (или) передачи данных при денежных расчетах. Выдавать фискальные чеки пассажирам таксисты будут должны с 1 апреля 2019 года. Это требование также есть в правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, где говорится, что автомобиль, используемый как такси, должен быть оснащен исправным таксометром или контрольно-кассовой машиной. Чтобы таксистам не было так обидно, добавим, что обзавестись контрольно-кассовыми аппаратами также придется салонам красоты, станциям техобслуживания, продавцам запасных частей, риэлторским и рекламным агентствам, а также всем остальным организациям, работающим в сфере торговли и обслуживания. Наконец, когда верстали номер, опубликовали весьма любопытную инициативу управления государственных доходов по Медеускому району Алматы. Там предложили изымать автомобили у тех частных извозчиков, которые не платят полагающихся налогов. Накануне налоговики провели рейд и сообщили, что за один день им попались в Алматы 17 лиц, занимающихся частным извозом без налоговой регистрации. Всем им дали десятидневный срок для того, чтобы встать на учет в качестве индивидуальных предпринимателей. Также вручили памятки о порядке регистрации в налоговых органах. “В противном случае материалы будут направлены в суд для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности с конфискацией автомашин”, - добавили в управлении госдоходов по Медеускому району. И с логикой инициативы не поспоришь, поскольку статья 463 КоАП РК о занятии предпринимательской или иной деятельностью без регистрации предусматривает штраф на физических лиц в размере 15 МРП с конфискацией предметов и (или) орудия совершения административных правонарушений. В этом случае - автомобиля. Такси необходимо вернуть в форму безопасного и удобного вида транспорта. Здесь инициатива государства по сбору налогов весьма хорошо интегрируется с общественной потребностью в качественном обслуживании. Любопытно отметить, что даже в небольших российских городах остановить такси на обочине, как это до сих пор происходит в самом большом и обустроенном городе Казахстана, стало практически невозможно. Посадка пассажиров производится либо на специальной стоянке такси, либо по вызову посредством приложения на смартфоне, либо, по старинке, через набор телефонного номера. Широко применяют эти сервисы и в Алматы. Но и “бомбил” хватает.
|