Алла Иванилова В Казахстане в следующем году появится единая платформа биометрических данных. Это позволит посредством распознавания лица, голоса или отпечатка пальца получать госуслуги вне зависимости от места и времени
Согласно данным рейтинга ООН 2018 года (UN Global E-Government Development Index), Казахстан впервые вошел в список стран, лидирующих по развитию электронного правительства, и наряду с Австрией занял 25-е место, а в рейтинге среди стран Азии - 8-е. В республике поставили задачу - к 2020 году перевести 90 процентов государственных услуг в электронный формат. Развивая портал электронного правительства, казахстанские чиновники равняются на Южную Корею, где уже 90 процентов услуг полностью автоматизированы (которые доступны онлайн круглосуточно через сайт e-government 24/7). Оставшиеся 10 процентов доступны в электронном варианте в рабочее время. Согласно данным рейтинга ООН, Южная Корея последние три года входит в топ-тройку стран по развитию портала электронного правительства.
Равняясь на южнокорейский опыт, власти Казахстана планируют создать единую платформу биометрических данных. Прежде всего эта система необходима, чтобы сделать более доступными услуги, которые требуют юридически значимого подтверждения личности, в первую очередь для жителей отдаленных регионов и маломобильных граждан. То есть теперь необязательно лично присутствовать для оформления какой-либо государственной услуги. Сервис удаленной идентификации позволяет получать услуги удаленно при наличии смартфона или компьютера с интернетом. Также это обеспечит высокий уровень защиты персональных данных и снизит нагрузки на фронт-офисы Госкорпорации до 70 процентов. Подобная единая биометрическая система в отличие от других (Face ID, Siri и Google Assistant) может использовать сразу два типа биометрических данных. К примеру, лицо и голос либо лицо и отпечатки пальцев. С ее помощью можно распознавать даже близнецов. На практике единая платформа биометрических данных работает очень просто. Надо зайти на портал оказания государственных услуг, авторизоваться, дав согласие на передачу персональных и биометрических данных. Затем произнести текст с экрана - обычно это случайная последовательность цифр. Чтобы убедиться, что перед камерой живой человек, система попросит пользователя повернуть голову, подмигнуть или улыбнуться. Затем данные передают в систему, сопоставляют с образцами, и, если они соответствуют оригиналу, пользователь начинает дистанционную работу. Изменение прически, отращивание бороды, ношение очков не влияют на распознавание человека системой. Тем не менее биометрические данные необходимо обновлять каждые три года. Досрочное обновление необходимо, если пользователь сделал пластическую операцию на лице или получил травму. Наши соседи в России уже запустили с 30 июня этого года единую биометрическую систему (ЕБС), позволяющую гражданам дистанционно получать финансовые услуги в банках. Идентификация пользователя происходит по двум параметрам - голосу и лицу. Клиенту достаточно ввести логин/пароль и произнести сгенерированную системой короткую контрольную фразу, глядя в камеру смартфона или компьютера. Эту систему планировали запустить в работу в середине октября 2018 года в российских банках. Но в конце сентября стало известно, что это пока невозможно из-за проблем с созданием приложений и их размещением в Google Play и App Store. Дело в том, что приложение защищено криптографией, то есть Apple и Google должны дать согласие на внедрение черного ящика в свои магазины приложений. Банковская сфера стала пилотной и первой, поскольку там наиболее жесткий контроль за идентификацией клиентов. В дальнейшем по мере накопления данных единую биометрическую систему могут применять и в других отраслях: например, для получения госуслуг, в здравоохранении, образовании, ритейле, электронной коммерции.
Сегодня в электронной форме доступно 62 процента госуслуг (462 из 741 услуги реестра). С начала этого года объем оказанных услуг посредством виртуальной сети составил 63 процента (более 70 миллионов), по принципу “одного окна” - 20 процентов (20 миллионов), что в целом, как подсчитали чиновники, привело к сокращению бытовой коррупции в этой сфере на 83 процента. Снижению бытовой коррупции также способствует интеграция информационных систем госорганов. Сейчас этот вопрос на особом контроле, отмечают значительные положительные сдвиги. До конца года планируют интегрировать 248 из 400 информационных систем госорганов.
Астана |