|
Алан Байтенов Интересная новость появилась на просторах Сети: широко разрекламированная система “Сергек” - это всего лишь стартап, который пока только предлагается южной столице. При этом информационное поле обрабатывается столь массированно, что многие считают ввод системы “Сергек” уже свершившимся фактом. Кстати, в Алматы сегодня успешно работает идентичная по своим технологическим возможностям система АИС “Безопасность дорожного движения”. Поэтому и вопрос: зачем городу еще один “герой”?
Не в самое простое и благодатное время для бизнеса лучшим, наиболее надежным и простым путем заработка является освоение государственных денег. Идеально, если под патронажем самого государства или его локального представителя. В подобном случае - муниципалитета или областной администрации. Например, платные дороги, которые строят на государственные средства, но принимают деньги за пользование ими, в конце концов, частники. Платные парковки, которые находятся на общегородской земле, но опять-таки принимают с них деньги частники, получая не зарплату, а увесистый процент от прибыли... И вот теперь дублирующая система слежения за порядком в городе. Которая, да, сейчас является для города бесплатной, но только на этапе демонстрации возможностей. Позже городу, уверены, придется заплатить как за установку комплексов на всей территории, так и за обслуживание системы в будущем. При этом лоббисты системы очень умело пользуются благоговейной покорностью наших людей перед многим технологичным и непонятным, что исходит вроде как от государства и имеет статус вроде как официального. Под этим соусом, к слову, у нас принято подавать многое. А может, это обычная уверенность в силах некоего таинственного переговорщика? Мол, систему примут на вооружение города, как говорят, “по-любому!”. Но об этом подробнее мы поговорим чуть ниже.
Чем известен “Сергек”? Признаюсь, автор этого материала, как и все, купился - уверовал, что все уже решено и “Сергек” обязательно появится. Этим фактом, что “за нас уже все решили”, собственно, и был немного тронут. При этом автоматически, что называется, “про себя” оппонировал идеям городских властей относительно дублирования информационных систем. Ведь у нас есть АИС “БДД”, которая отлично справляется с поставленными задачами. В отличие от “Сергек”, кстати. Напомним, что нарекания по системе в минувшем апреле конкретно высказал президент, который откровенно остался недоволен работой системы в столице: “Аким много проговорил всем, что Астана - умный город. Провели наблюдение камер “Сергек”, где из 200 работают только 29. Прокукарекали, а ничего нет”. Ну, в общем, автор этого материала так и думал, что не мытьем, так катаньем систему все же решили внедрить еще и в Алматы. Думал так до тех пор, пока не наткнулся на интервью Бауыржана Шадаева, руководителя проекта интеллектуально-транспортной системы (ИТС) центра развития Алматы. Интервью опубликовали на информационном портале zakon.kz. Так вот, господин Шадаев с гордостью повествует корреспонденту издания, что это только “пилотный проект”. А на его прямой вопрос: “Какова стоимость такого комплекса?” Шадаев ответил по-своему: “Так как пока это пилотный проект, город на это денег не тратит. Владельцы технологии “Сергек” сами вышли на нас с предложением и сказали, что все расходы, начиная от программного обеспечения и заканчивая монтажными работами и энергопотреблением, они готовы взять на себя. Поэтому мы всем этим особо не интересовались, а лично я не в курсе, сколько все это стоит”. Из чего можно предположить, что столь разрекламированный через СМИ и социальные сети проект “Сергек”, в принципе, не рассматривался как нечто серьезное. И тем более как конкурент или коллега существующей АИС “БДД”. Шадаев так позже и сказал: “У нас в городе также есть автоматизированная информационная система “Безопасность дорожного движения” (АИС “БДД”), которая работает еще с 2012 года. Она тоже предназначена для выявления и фиксации нарушений ПДД программно-техническими средствами в автоматическом режиме без участия человека, оформления штрафов по нарушениям, их учета в электронной базе данных. Поэтому сейчас мы тоже сравниваем определенные параметры в работе “Сергек” и АИС “БДД”. И лишь после тщательно проведенного анализа будет принято окончательное решение”. Но ведь народ-то, что называется, повелся! Многие стали рассылать адреса новых камер, чтобы ненароком не попасться. Это даже здорово, что имидж у систем видеофиксации соответствующий - грозный. Мы солидарны с городскими властями. Действительно, зачем плодить подобных? Тем более что проект стоит серьезных денег. Вот, например, Астане он обойдется в 8,5 миллиарда тенге. При этом деньги поступят с оплаченных штрафов. К сведению, на июль 2018 года поступило (примерно за полгода работы системы) около 467 миллионов тенге. Которые должны были передать пуско-наладчикам, авторам системы. При таком раскладе система будет “сосать” из бюджета более восьми лет, пока не покроет расходы на свое создание. Это, кстати, условия договора - “Сергек” появится только за счет зафиксированных им штрафов.
За ваши деньги хоть... “Гособязательства - это та сумма, которую мы обязуемся выплатить инвестору по поступившим штрафам в течение действия проекта. В проект (“Сергек”. - “НП”) инвестировали восемь миллиардов тенге... То есть в течение нескольких лет в бюджет будут поступать штрафы, а мы обязуемся передавать их этой компании”, - рассказывал Алишер Абдыкадыров, руководитель управления по инвестициям и развитию предпринимательства в маслихате Астаны летом этого года. Да, механизм тот еще - нас, город, на ровном месте разводят на деньги. Судите сами - система фактически будет построена на деньги с тех штрафов, которые она создаст! Идеально - дайте только разрешение. И главное, что государство не в накладе. Вроде. Но лишь до тех пор, пока не вспомнишь, что есть уже существующая, давно оплаченная и эффективная АИС “БДД”. Стоит признать - это все же хорошая бизнес-идея. Все при ней - и доходность, и инновации, и, казалось бы, польза обществу. Равно как и все остальные окологосударственные прожекты. Это мы возвращаемся к теме платных дорог, которые, по идее, должны строиться по принципу концессии, но, в конце концов, завершают их на государственные средства. Однако снимают сливки за ровные километры хайвеев частные компании, оставляя часть бюджетных денег себе. Или с теми же платными парковками. Если так разобраться - это городская земля. И платная парковка, особенно в центре города, должна объясняться исключительно социальной значимостью проекта. По идее, горожанин должен испытывать гордость, оплачивая парковку в городе, точно зная, что его деньга идет на решение общих городских проблем. Причем вся, а никак не часть, что остается от компании, которая “крышует” платные стоянки на, повторим, общей земле. И вот теперь мы видим желание создать очередное новшество, которое будет работать на государственных деньгах (кому, как не государству, собирать штрафы?), дублируя уже существующую с 2012 года систему. Заметьте, все эти проекты объединяет одно - государство способно собирать поступления со всех этих проектов самостоятельно, без посредников. Может даже нанять компании, но посадить их исключительно на прозрачную бюджетную зарплату. Уверены - найдутся желающие. Но по каким-то причинам этого не делает... А вообще, вся эта история с платными дорогами, платными парковками и камерами, что следят за порядком, напоминает ситуацию с городским парком, который построен на городские деньги, на деньги налогоплательщиков, на деньги, если хотите, со штрафов. А вот вход в него, прогулка по дорожкам, воздух, отдых на скамейке - за все это надо бы заплатить. Какое-то двойное обложение получается.
|