|
Мадина Меирманова В среду депутаты, вернувшись с открытия Съезда лидеров мировых и традиционных религий на традиционное пленарное заседание палаты, обратили свои взоры к небу. И одобрили ратификацию Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, и протокола, изменяющего конвенцию. А эти документы лишают нарушителей порядка на воздушных судах традиционных на земле прав человека
В мировой практике пассажиры, видимо, так часто вели себя на борту самолетов неадекватно, что в итоге это надоело всем странам, имеющим свои авиакомпании. И они приняли решение выработать общие правила-законы, определяющие полномочия членов команды воздушного судна при общении с такими нарушителями. Для начала концепция определяет, что правила эти применяют в отношении уголовных преступлений (как, например, угон судна) и актов, которые, независимо от того, являются они преступлениями или нет, могут угрожать или угрожают безопасности воздушного судна либо находящихся на его борту лиц или имущества. А также актов, которые создают угрозу поддержанию должного порядка и дисциплины на борту. При этом воздушное судно считается находящимся в полете с момента включения двигателя в целях взлета до момента окончания пробега при посадке. “Недисциплинированное поведение” пассажиров на боту судов (а курение, как известно, запрещено практически на всех авиалиниях мира), словесное оскорбление и физическое нападение на пассажиров или членов экипажа, высказывание угроз порядком поднадоели ИКАО. И в 2014 году она инициировала внесение изменений в конвенцию 1963 года. Согласно документу, командира и экипаж самолета полностью освободят от ответственности в случае неправомерных действий по отношению к пассажирам.
Депутаты поинтересовались: а как же права человека? “Статьей 9 протокола предусмотрено, что за действия, предпринятые в отношении нарушителей, командир воздушного судна, члены экипажа, пассажир, владелец и эксплуатант воздушного судна не несут ответственности ни при каком судебном разбирательстве, - процитировал мажилисмен Бекболат Тлеухан. - Таким образом, даже в случае неправомерных действий вышеуказанных лиц освободят от ответственности. В этой связи, как защитить права пассажира, предполагаемого нарушителя, в случае неправомерных действий по отношению к нему?”. На что первый вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр напомнил, что на борту самолета любое хулиганское поведение может угрожать жизни всех пассажиров. “В случае, если экипаж видит угрозу безопасности полета и применил чрезмерное усердие по нейтрализации этого пассажира, нанес вред его здоровью и так далее, он не несет за это ответственность”, - добавил вице-министр. Он также сообщил, что эту норму добавили по инициативе ИКАО, в которой хорошо знают, что попытки угомонить разбушевавшегося хулигана могут привести к синякам, за которые этот же хулиган потом легко может подать в суд на экипаж и авиакомпанию и отсудить миллионы. Мажилисвумен Айгуль Нуркина заметила, что в статье протокола говорится: командир воздушного судна в случае достаточных оснований для подозрения лица в преступлении либо подготовке к преступлению имеет право применить к такому лицу “разумные меры, включая ограничительные”. Однако в протоколе и в самой конвенции понятие “разумные меры” не раскрывается. “В нашем законодательстве его тоже нет, - заявила она. - В связи с этим у меня вопрос: о каких разумных мерах идет речь в этом случае и раскрыто ли это понятие в законодательстве других стран?”. “Что касается разумных мер, то из практики - нарушителя порядка, правил поведения на борту воздушного судна просто зафиксировать в кресле специальными манжетами либо специальными пластиковыми наручниками, чтобы он перестал представлять угрозу безопасности воздушного судна. Именно это в международной практике подразумевается как разумная мера”, - объяснил Скляр. Он также напомнил, что все это прописано и в казахстанских правилах авиаперевозок, и в нормативно-правовых актах, в том числе в Законе “Об использовании воздушного пространства”. К слову, в протоколе, дополняющем конвенцию, прописано, что к нарушителям поведения на воздушных судах может применяться законодательство как государства регистрации судна, так и государства посадки судна. “Реализация этих международных договоров будет способствовать решению проблем с деструктивными и недисциплинированными пассажирами на борту воздушного судна”, - уверен первый вице-министр. Добавив, что в казахстанском законодательстве существуют меры наказания за подобные правонарушения.
Астана |