|
Алла Иванилова Министерство образования и науки собирается проводить национальное квалификационное тестирование для воспитателей дошкольных организаций. От количества баллов будет зависеть прибавка к заработной плате. Кроме того, в Казахстане разработают программу, помогающую педагогам создавать благоприятный психологический климат в школах
На недавнем заседании правительства министр образования и науки Ерлан Сагадиев доложил о том, как ведомство планирует решать поставленные в Послании президента задачи. В частности, Нурсултан Назарбаев поручил повысить качество школьного и дошкольного образования, статус педагога и его роль в обществе, обеспечить детскую безопасность, синхронизировать строительство школ с планами по развитию населенных пунктов. Изменения в сфере образования затронут все ступени, начиная от детсадовской скамьи. Сегодня охват детей от трех до шести лет дошкольным образованием составляет 93 процента. Внедряют автоматизированную систему выдачи направлений в детские сады, 58 процентов детских садов республики оснастили камерами видеонаблюдения.
Для улучшения дошкольного образования решают вопрос качественного состава педагогических кадров. Совместно с акиматами в этом году утвердят Дорожную карту, где предусмотрели меры по повышению квалификации дошкольных воспитателей, введению единых квалификационных требований и пересмотрели систему оплаты труда. Квалификационные тесты для учителей уже разработали, и в июне текущего года их прошли почти 57 тысяч педагогов. Стоит отметить, что от полученного результата зависит заработная плата. Так, учителя, которые прошли тест и второй этап, с 1 сентября получают новую зарплату. “Внедрят доплату от 30 до 50 процентов по результатам нацквалтеста. Это касается не только воспитателей, но и заведующих, методистов детских садов”, - отметила вице-министр образования и науки Эльмира Суханбердиева. Одна из поставленных задач - внедрить во все школы страны стандарт, по которому ведут обучение в Назарбаев Интеллектуальных школах. Трансляция опыта НИШ уже началась в 2016 году. Вся система среднего образования перешла на обновленное содержание, а это совсем другой формат, новая критериальная система оценивания. Делали это поэтапно: сначала 1, 2, 5 и 7-е классы, сейчас - 3, 6 и 8-е классы. Таким образом, сегодня 70 процентов школьников обучаются по обновленным программам. До 2021 года эту работу закончат. Также ведут активное внедрение электронных учебников. По некоторым предметам их уже разработали и ими активно пользуются. Как обещают в Минобразования, в течение двух лет сто процентов школ обеспечат электронными учебниками. Вместе с тем для удобства учащихся прорабатывают вопрос установки в школах шкафчиков. Как считает премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, это весьма актуально, учитывая, какие тяжелые рюкзаки приходится носить школьникам. “Кто выпускает эти учебники? Они тяжелые. Мы говорим об электронных учебниках, но по каждому предмету их нет. Мы, с одной стороны, говорим, что делаем что-то, а на самом деле ни то, ни другое не работает. Дети младших классов носят тяжелые портфели. Вначале мы должны решить эту проблему, а потом уже решать вопросы бумаги. Или же обеспечьте школьников легкими учебниками, а потом переходите к новым стандартам”, - разразился критикой глава правительства. Проблема, которую пытаются решить чиновники не первый год - перегруженность школ. В некоторых регионах трехсменное обучение нередкое явление. Больше всего это коснулось Алматинской области. Кроме того, в республике немало аварийных школ. Около 30 процентов школ, которым почти по 70 лет, имеют уличные туалеты. Государственные мужи признают: “Республиканский бюджет выделяет значительные объемы финансирования на строительство, но в силу демографического роста, развития крупных агломераций проблема трехсменных школ остается, особенно в городской местности”. Сегодня в Казахстане строят 60 школ. “В рамках поручения главы государства необходимо строительство школ привести в соответствие по аналогии строительства жилья по программам “7-20-25” и “Нџрлы жер”. В связи с этим регионам необходимо предусмотреть внедрение нормы по обеспечению новых жилых домов школами, систему предоставления частным компаниям льготных кредитов для строительства школ”, - отметил глава Минобразования Ерлан Сагадиев. Актуальным является вопрос школьных психологов, которых сейчас в стране насчитывается более семи тысяч человек. В Министерстве образования собираются создать отдельную рабочую группу, которая займется решением этой проблемы. В ведомстве признают - нагрузка на психологов колоссальная. Так, в Алматы на одного психолога приходится 708 школьников, а в Астане - 1200. Сейчас пересматривают нормативы, изыскивают средства, проводят курсы, создают новые программы, чтобы правильно и грамотно обучить педагогов, разгрузить их и направить на то, чтобы в школах был хороший психологический климат. Для увеличения количества психологов в школах, а также повышения уровня их профессионализма Министерство образования и науки провело работу по программе “Счастливая семья” с приглашением зарубежных специалистов. Работу продолжат. Помимо этого внедряют национальное тестирование, от результатов которого также будет зависеть заработная плата, во всех областях будут проводить курсы повышения квалификации психологов. В этом году новую систему разработают и представят на рассмотрение правительства. Также в этом году разработали закон “О статусе педагога” и проведут общественные обсуждения. В документе предусмотрят стимулы для повышения социального статуса учителей, сокращение учебной нагрузки и защиту от ненужных проверок. Утверждение закона запланировали на 2019 год. К 2023 году расходы на сферу образования значительно увеличат. Львиная их доля пойдет на увеличение заработных плат. “В рамках тех дополнительных средств, которые нам выделят, начиная с 2019 года увеличат заработную плату воспитателей, методистов, заведующих детских садов. В рамках разработки закона о статусе педагогов предусматривают увеличение заработной платы директоров школ, заместителей директоров. Кроме того, в целях поддержки наших педагогов предусматривают увеличение заработной платы за классное руководство и за проверку тетрадей отдельно практически в три раза. На эти цели из республиканского бюджета выделят дополнительные средства”, - объяснила вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова. Между тем к министру образования и науки по вопросам дошкольных учреждений обратился недавно омбудсмен Аскар Шакиров. Год назад в ходе совместного заседания палат парламента президент призвал в рамках государственно-частного партнерства в социальной сфере расширить сеть детских садов. Созданные благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса в этой сфере позволили увеличить количество частных детсадов и обеспечить в 2,5 раза больше мест для их посетителей. Вместе с тем деятельность частных дошкольных учреждений оставляет желать лучшего. Участились случаи избиения детей, о чем свидетельствуют публикации с видеоподтверждением в средствах массовой информации и социальных сетях, а также поступающие в адрес учреждения омбудсмена жалобы граждан. При этом в большинстве случаев администрации этих детских садов не привлекают к какой-либо ответственности. Уполномоченный по правам человека предложил профильному министерству всесторонне проанализировать целесообразность отмены лицензирования деятельности в сфере дошкольного образования при разработке соответствующей Дорожной карты. Несомненно, принятие ранее нормативных правовых актов, упразднивших указанное лицензирование, стимулировало этот вид предпринимательства. Однако потери для общества в связи со складывающейся тенденцией в дошкольных учреждениях несравнимо выше. В целях обеспечения прозрачности деятельности этих учреждений также рекомендовали наладить их постоянный мониторинг с привлечением представителей гражданского общества.
Астана |