|
Мадина Меирманова Экономика страны затормаживает рост. Отчасти причины объективные, обусловленные внешнеэкономическими факторами (антироссийские санкции, бьющие по курсу нашей валюты), отчасти - собственной безалаберностью. Сейчас перед страной стоит сложная задача - преодолеть очередную волну вызовов и не растерять имеющиеся запасы прочности
Наверное, никого не удивит, что резкий провал начался в августе, с момента падения курса тенге. Но есть и более глубинные причины, о которых рассказал вице-премьер Ерболат Досаев. По его словам, в течение года отмечают замедление роста инвестиций в основной капитал, “при этом доля инвестиций в топливно-энергетический комплекс не снижается”. Притом японский инвестбанк Nomura недавно опубликовал отчет, согласно которому экономика Казахстана восстановилась от нефтяного шока 2014 года. Эксперты банка отметили, что восстановлению способствовали инфляционное таргетирование (плавающий валютный курс) и восстановление цен на нефть. Также в банке отмечают, что включение Казахстана в китайскую инициативу “Один пояс - один путь” предоставляет возможности форсирования инвестиций в инфраструктуру и диверсификации экономики за пределы товарных рынков. Ключевыми реформами, говорится в отчете, остаются приватизация и сокращение неработающих кредитов. Однако, как отметил Досаев, новые иностранные инвесторы на казахстанский рынок так и не пришли, и всю индустриализацию либо финансируют из госсредств, либо так и вытягивают “докризисные” партнеры. Если обратиться к цифрам, то темпы роста ВВП за август снизились на 0,2 процента: с 4 до 3,8. И теперь, чтобы Казахстан смог достичь по итогам года желаемого показателя в четыре процента, в оставшиеся месяцы всем придется очень сильно “поднапрячься”. “Это непростая задача, учитывая усиление международных торговых конфликтов и волатильности на финансовом рынке”, - сказал глава Миннацэкономики Тимур Сулейменов.
Вообще-то многие сферы экономики “работают” как и должно, вписываясь или даже превышая рост в вышеуказанные четыре процента. В частности, промышленность должна держать нынешнюю планку в 5,7 процента, сельское хозяйство - 4,4, услуги - 3,8... Но есть еще один важный сектор, который продемонстрировал за восемь месяцев крайне низкие темпы роста, - строительство. При целевом показателе 3,6 процента рост составил всего 0,8 процента! К этому прибавляется отсутствие скоординированной работы и акиматов, из-за чего на 14 проектах, общей стоимостью свыше 530 миллионов долларов (проекты в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и энергетике), отмечают отставание по началу строительно-монтажных работ, еще 11 проектов, ценой в 83 миллиона долларов, затянули со сроками ввода (это проекты в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и торговле). “Мы по-прежнему не получили системных и решительных предложений по стимулированию модернизации и технического перевооружения предприятий, всего отобрали 45 предприятий до 2025 года, развитию трансферта технологий и знаний, встраиванию в глобальные производственные цепочки, увеличению добавленной стоимости производимых товаров, работ, услуг. Здесь явная недоработка со стороны заинтересованных госорганов”, - сказал он. Впрочем, “идейное планирование” и точность расчетов госорганов не первый раз подвергают критике. Вот и на заседании правительства вновь выяснилось, что многие министерства просто не могут “переварить” тот объем средств, который в прошлом году “выбили” себе из бюджета. Как сообщил тогда еще министр финансов Бахыт Султанов на традиционном вторничном заседании правительства, по итогам восьми месяцев госорганы неосвоили 80,7 миллиарда тенге, что на 21 миллиард тенге меньше, чем в прошлом году (министр уточнил, что бюджетная дисциплина все-таки улучшается). В лидерах отстающих, по традиции, Министерство обороны - (15,4 миллиарда тенге), Министерство культуры и спорта (11,1 миллиарда), Минсельхоз (10,9 миллиарда), МВД (9,5 миллиарда) и Министерство информации и коммуникаций (5,7 миллиарда). Это те же самые ведомства, что уже фигурировали в числе отстающих, и их даже наказали изъятием 10 процентов неосвоенных вовремя средств. Но, видимо, урок впрок не пошел.
Астана |