|
Ольга Шишанова На газификацию магистрального газопровода “Сарыарка”, который будет проходить через Астану, могут запросить деньги из ЕНПФ. Причем окупать строительство, по мнению экспертов, придется высоким солидарным тарифом
Об этом на расширенном заседании политсовета партии “Нур Отан” заявил заместитель премьер-министра РК Ерболат Досаев, отчитываясь перед главой государства о ходе исполнения его мартовского газового поручения. Между тем заявления о газификации Астаны звучат не первый год, и столь же регулярно эти поручения откладывают в долгий ящик, оставляя лишь долгосрочными и среднесрочными проектами, несмотря на то, что город с того момента, как стал столицей, просто “задыхается” от смога в отопительный сезон. Тем не менее первый раз речь о строительстве газопровода в Астану по маршруту Карталы - Тобол - Кокшетау - Астана впервые зашла на государственном уровне только пять лет назад, в январе 2013 года, когда президент Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства поручил начать его строительство. Однако потратив на проектные работы (технико-экономическое обоснование и предельно-допустимый сброс, согласно экологическим нормативам) пять миллиардов тенге из республиканского бюджета, до реализации проекта так и не дошли, и его свернули. Спустя три года, в 2016-м, Астану попытались подключить к газопроводу Бейнеу - Бозой - Шымкент, но проект также приказал долго жить на стадии разработки технической документации. Однако он оказался полезен тем, что в ходе его разработки впервые прозвучала цифра, сколько затратят на строительство газопровода (трубы) до Астаны - 267,3 миллиарда тенге.

Потом были предложения газификации столицы шахтным метаном из Карагандинского угольного бассейна и даже с помощью возможного строительства газопровода из России через Астану в Китай. Все они так и остались на бумаге. Что касается дня сегодняшнего, то выяснилось, что кроме проведения трубы газопровода важным и пока нерешенным вопросом остается готовность столицы к проведению газа. Пока в планах акимата Астаны в следующем году возвести две автоматизированные газораспределительные станции, которые должны обеспечить газом сразу три ТЭЦ города, переведя на голубое топливо водогрейные котлы, что позволит значительно сократить объемы выбросов. А пока столичные ТЭЦ, как обычно, работают на угле и мазуте и частично - на сжиженном природном газе, который доставляют в порядке пробного проекта из Екатеринбурга. Но, видимо, от этого придется отказаться, потому как это слишком дорого обходится для казны города. Впрочем, как и рекультивация золоотвалов. Если же с финансированием все будет в порядке, а всего на газораспределительные сети в Астане предполагают потратить почти 49 миллиардов тенге (из них в 2019-м - 12 миллиардов), то власти города в первую очередь намерены провести их до микрорайонов Юго-Восток, Коктал-1 и Коктал-2. Именно на эти районы в силу их застройки частными домами и коттеджами чаще и больше всего жалуются жители прилегающих высотных домов, страдающих от дымовых завес зимой. В отдаленной же перспективе газопровод “Сарыарка” может дать доступ к голубому топливу почти трем миллионам казахстанцев, проживающих не только в Астане, но и в Жезказгане, Караганде и Темиртау, и еще позже - жителям Северо-Казахстанской области и Павлодара. Общая сумма затрат при этом составит, по данным премьер-министра РК Бахытжана Сагинтаева, более одного триллиона тенге. Потому что даже в южных областях республики подключение к газу частных домов обходится в 300-500 тысяч тенге, тогда как с учетом проведения инфраструктуры эта сумма может вырасти в несколько раз. А значит, по мнению экспертов, казахстанцам придется платить за голубое топливо в своих домах в 2,5 раза выше, чем за отопление углем. Для субсидий, как заявили в правительстве, денег не предусмотрено, зато снова в этом случае возникнет вопрос, насколько готовы жители Казахстана покупать газ, если только это не будет предусмотрено в обязательном порядке. Может быть, поэтому, несмотря на то, что начало строительства газопровода запланировали уже на июль текущего года, ни точной даты начала, ни источников его финансирования пока не определили. Хотя есть данные, что к разработке проекта кроме запроса денег в ЕНПФ подключились Европейский банк реконструкции и развития и АО “Банк развития Казахстана”. Значит, сроки снова могут быть затянуты, как это случилось, например, с проектом модернизации нефтеперерабатывающего завода, который должен был заработать еще в 2015 году, однако в лучшем случае его введут в эксплуатацию осенью этого года.
Астана |