|
Алла Иванилова Формат Единого национального тестирования, возможно, изменят в очередной раз. Министерство образования и науки намерено рассмотреть предложения от педагогов и родителей по совершенствованию процесса тестирования
На недавнем заседании правительства глава образовательного ведомства Ерлан Сагадиев не исключил вероятности, что ЕНТ вновь пересмотрят. Он коротко анонсировал возможные изменения, а это в основном предложения, которые поступали в ведомство в течение года от учителей и родителей. В частности, сегодня в стране помимо Единого национального тестирования проводят комплексное тестирование для выпускников школ прошлых лет и организаций технического и профессионального образования. ЕНТ и КТ проходят в разное время, но, по сути, выполняют одинаковую функцию. В этой связи поступило предложение их объединить и проводить в одно время. Такой формат “два в одном” значительно снизит финансовые затраты ведомства. “Это достаточно большие расходы для государства, потому что мы один раз отправляем туда комиссию, потом повторно должны снова отправить. Это мобилизация определенных сил, аудитории”, - отметил вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. Также учитывая, что ЕНТ теперь является вступительным экзаменом в вуз, предлагают освободить учителей школ от организации тестирования. “Школы не должны готовить к ЕНТ, они должны помочь ученикам освоить школьные программы. Поэтому и отменяют проведение подобного тестирования в школах”, - отметил глава Минобразования Ерлан Сагадиев. Это весьма рациональное предложение. Занятия в предвыпускных классах превратились в непрерывную подготовку к тестированию. Школы настолько увлеклись этим процессом, что забывали о своем прямом предназначении - учить детей. В итоге учебным программам 10-11-х классов уделяли не так много времени, как “зубрежке” тестовых заданий и пробным тестированиям. Некоторые ученики даже покидали школу после 9-го класса, поступая в колледжи, поскольку за эти два года ничего нового не узнали бы, а только бы готовились к ЕНТ. Сейчас, когда школы освободили от этой обязанности и нет рейтингов по этому показателю, они могут вернуться к образовательному процессу и учебным программам.
Кроме этого предлагают присуждать гранты без привязки к языку обучения. Подробности этой инициативы министр не раскрыл, как, впрочем, и других предложений, которые, по его словам, всесторонне обсудят на педагогическом августовском совещании. Между тем Единое национальное тестирование проводят в Казахстане с 2004 года, и за это время в нем приняли участие 1 миллион 775 тысяч выпускников, а это 80 процентов от их общего количества. ЕНТ всегда подвергали критике, но отменять его никто не намерен, поскольку это самый эффективный механизм по распределению государственных грантов. Если госгранты отдать в вузы, то, как считают в Минобразования, никакой справедливости или контроля государства над тем, как распределяют государственные деньги, выделенные на образование, не будет. При этом стоимость проведения единого тестирования составляет около 3,5 процента всех образовательных грантов. Также немаловажная миссия ЕНТ - бороться с коррупцией в школах и вузах (компьютер подкупить нельзя), независимый контроль качества работы школ и снятие стресса у абитуриентов. Однако коррупцию этим самым полностью не искоренили, она перешла в другие места, стрессы у выпускников не уменьшились, а мониторинг школ, видимо, оказался неэффективным, раз рейтинги отменили. Найти идеальный формат ЕНТ чиновники пытаются давно. До прошлого года ЕНТ выполняло две функции: выпускного экзамена как итога обучения в школе и вступительного экзамена в вуз. Теперь их разделили: с 2017 года итоговая аттестация или выпускной экзамен проходят в школах, а ЕНТ стало вступительным испытанием в вузы, и его применяют при присуждении образовательных грантов. В этом году Единое национальное тестирование, которое проводилось в юбилейный, 15-й раз, стало самым массовым за все годы. В нем приняли участие свыше 98 тысяч человек. По результатам средний балл составил 83 (в прошлом году этот показатель был на уровне 80,5 балла). Пороговый уровень преодолели 84 тысячи выпускников, что составляет 85 процентов от общего количества участников. Всего в текущем году в тестировании использовали около 30 тысяч тестовых заданий. Новшеством этого года стало то, что каждому выпускнику вместе с сертификатом ЕНТ выдавали информационный лист, в котором в соответствии с профилем представили перечень специальностей, количество выделенных грантов, а также проходные баллы конкурса грантов прошлого года. В общем, вся важная и нужная информация. Также тем, кто не участвовал в ЕНТ по уважительной причине, предоставили возможность сдачи в следующем потоке либо в рамках комплексного тестирования. Для тех, кто не сдал ЕНТ и КТ или не преодолел пороговый уровень, проведут повторное тестирование на платной основе с 15 по 19 августа. В случае непреодоления порогового уровня на этом тестировании сохранят возможность зачисления в вуз на первый семестр.
Сейчас завершила свою работу республиканская комиссия по присуждению государственных образовательных грантов, и результаты конкурса опубликовали в СМИ. В целом в 2018 году в конкурсе по присуждению образовательных грантов участвовали 75 тысяч человек, что на 15 тысяч больше, чем в прошлом году. Обладателями грантов стали 53 594 абитуриента. Также в этом году помимо государственных образовательных грантов выделили около 2700 грантов за счет средств местных исполнительных органов, которые распределят до конца месяца. В Министерстве образования и науки назвали самые востребованные и невостребованные специальности. В первую группу вошли такие направления, как юриспруденция, медицина, финансы, во вторую - иностранная филология (немецкий и французский языки), а также сельское хозяйство и ТМО (технологические машины и оборудование).
Комментарий “НП” Видоизменение формата Единого национального тестирования, которое произошло в прошлом году, не улучшило самого процесса. Да, его разделили на две части - экзамены в школе и тестирование при поступлении в вузы. То есть фактически вернулись к системе, которая существовала до внедрения в стране ЕНТ. В свое время от нее отошли, объединив в тестировании итоговую государственную аттестацию выпускников школ и вступительные экзамены в высшие учебные заведения и колледжи республики. Такой подход, по словам чиновников, зарекомендовал себя в мире. Именно тестирование является оптимальным “мерилом” знаний. Машину, которая считывает результаты, не подкупишь, не обманешь, у нее нет “любимчиков”. Она беспристрастна ко всем, и ей все равно, кто автор бланка, лишь бы кружочки отметили “правильные”. Вернув итоговую аттестацию в школы, в Казахстане сделали шаг назад. С одной стороны, они освободили школы от участия в ЕНТ, от постоянных гонок за рейтингами и “натаскиванию” старшеклассников. С другой - теперь нет объективной оценки знаний выпускников. Афишируются их результаты ЕНТ при поступлении в вузы, но непонятным остаются экзамены в школе. Все мы помним, что учителя - те же люди и им не чужд человеческий фактор, а где-то и предвзятое отношение. При желании можно кого-то “завалить”, а “любимчикам” завысить оценку. Некоторые родители помогают школам ремонтом, финансовыми средствами и оказывают другую посильную помощь, взамен учителя приходят на выручку их детям, если те недотягивают до результатов, которыми бы гордились родители. Да и к тому же это двойной стресс для выпускников - сначала экзамены в школе, потом еще одно испытание при поступлении в вуз. Несомненно, школы должны учить, а не становиться подготовительными центрами по прохождению ЕНТ. Поэтому их давно следовало “отстранить” от этого процесса и отменить всяческие рейтинги, благо это уже сделали. Но и оценка знаний выпускников должна быть единой, не делясь на “школьную” и “университетскую”.
Астана |