|
Мадина Меирманова Ни годы кризиса, ни дефицит бюджетных средств, ни постоянные угрозы выговоров и увольнений не научили чиновников обращаться с государственными финансами педантично и эффективно. Привычка затягивать освоение денег и, как следствие, срывать сроки (и качество) реализации важных государственных программ и проектов у исполнительной власти, похоже, стала уже хронической
Ежегодно процесс освоения бюджетных денег напоминает качели - администраторы самых разных бюджетных программ раскачиваются первые три квартала и несутся тратить деньги в последние месяцы года. Практически каждая констатация наличия непотраченных (но запланированных) денег сопровождается пояснением: непроведенные вовремя конкурсы. В прошлом году правительство уже даже Бюджетный кодекс поменяло, разрешив проводить конкурсы до начала бюджетного года (то есть до 1 января). Потому как, говорили в Кабмине, суммы предполагаемых затрат уже известны, и заранее проводимые конкурсы и госзакупки позволят не тормозить процесс реализации проектов на юридические процедуры. То есть провели конкурс, определили победителя, и он уже с 1 января может приступить к исполнению своей работы, а госорган - перечислять ему денежку за работу. Но у нас привыкли работать “в авральном режиме”. За пять месяцев текущего года из денег, выделенных бюджетом на строительство республиканских объектов, потратили всего 15 процентов от запланированной на год суммы (42,2 миллиарда из 275,5). Кажется, что такого отставания от графика даже в правительстве еще не видели. То есть до конца года предстоит освоить аж 233,3 миллиарда тенге. Причем сделать это предстоит не просто в срок, но и качественно. Среди задолжников сразу несколько министерств. В целом же картина “долгов” до конца года выглядит так. Министерство сельского хозяйства до 1 января 2019 года должно освоить 15,5 миллиарда, управление делами президента - 8,8 миллиарда, МВД - 5,2, Министерство культуры и спорта - 4,1 миллиарда тенге. Но круче всех оказалось Министерство по инвестициям и развитию - 188,5 миллиарда.
Зона особого внимания Как сообщил министр финансов Бахыт Султанов, к июню даже не провели все конкурсы, не то что начали работы. “На 1 июня заключили договора на сумму 178,6 миллиарда тенге, или 65 процентов к годовому плану, - сказал министр. - На 96,9 миллиарда тенге обязательства еще не приняты. Из этой суммы 83,9 миллиарда тенге приходится на Министерство инвестиций и развития на реализацию 25 проектов по строительству автодорог. Из них на 12 июня подписали финансовые договора к основному контракту с зарубежными подрядчиками на сумму 46,1 миллиарда тенге”. “А вот расходы по 15 проектам на сумму 42,9 миллиарда тенге находятся в зоне риска неосвоения”, - добавил Султанов. “Зона риска” - выражение весьма дипломатичное, но фактически означает, что, скорее всего, эти миллиарды просто зависнут и в конце года останутся неистраченными. Можно было бы обрадоваться, что почти 43 миллиарда не уйдут из бюджета, но ведь это не просто деньги - это объекты, которые не построят: дороги, мосты, плотины. То, что требуется для комфортного существования населения регионов, где они должны быть. И являться частью косвенного, но роста благосостояния населения. Глава Миннвестиций Женис Касымбек клятвенно пообещал, что до конца года все успеет. Остальные министерства, а они тоже числятся в числе администраторов 15 рисковых проектов, промолчали. Хотя их в списке опаздывающих тоже оказалось немало. Итак, на долю МИР из 15 проектов приходится четыре дорожных (на сумму 37,8 миллиарда тенге). По ним до сих пор не ратифицированы соглашения о займе с Всемирным банком, а соглашение с Исламским банком до сих пор на стадии согласования в госорганах. Если МИР не поторопится, процесс ратификации затянется до осени (30 июня заканчивает работу 3-я сессия VI созыва). И значит, работы начнутся лишь осенью... А осень в Казахстане частенько уже в октябре перерастает в зиму, когда ни о каких стройках речи не идет. Минсельхоз рискует оставить не потраченными 3,2 миллиарда тенге, выделенных бюджетом на шесть проектов водоснабжения и гидротехнических сооружений. “Конкурсы не провели из-за отсутствия договора с экспертом в этой отрасли”, - сообщил Султанов. Еще 1,7 миллиарда приходятся на Минкультуры и спорта. Как пояснил глава Минфина, “не объявили конкурсы, поскольку эти проекты запланировали с отлагательным условием. Проектно-сметная документация требует корректировки”.
Легкий выговор грозными словами Премьер предупредил всех: “Это последнее слово, по итогам полугодия неосвоенные средства направят на другие направления. Сами будете нести ответственность перед народом и главой государства”. Впрочем, грозные слова про изъятия и перенаправления только выглядят грозными. Потому что подобным правительство и так каждый год занимается во время уточнения бюджета: потенциально неосваиваемые деньги “срезаются” из статьи расходов. А правительство получает практически полное исполнение бюджета по итогам года и даже превышение доходов над расходами. Вот и получается, что виноватые “корректируются” и остаются невиновными и ненаказанными. Несмотря на многочисленные угрозы и имеющуюся ответственность перед народом и президентом.
Астана
|