Мадина Меирманова Отныне стать руководителями даже на низовом уровне смогут исключительно партийцы. Личные заслуги граждан, если они не определились в своих политических предпочтениях, не смогут быть основанием для занятия ими кресел местных акимов
Переход на партийную систему “рулежки” скоро коснется всех уровней власти. Если попасть в депутатское кресло в Казахстане уже давно можно исключительно членам партсписков, то теперь и кандидаты в акимы всех уровней обязаны будут состоять в какой-либо партии. Такая норма предусмотрена поправками в законодательство о выборах, которыми ликвидируют институт самовыдвижения. По словам министра юстиции Марата Бекетаева, пропорциональную избирательную систему будут использовать не только на центральных, но и на региональных выборах. То есть депутатов маслихата и акимов. (На местах, к слову, ликвидируют окружные избиркомы, а их функции передают территориальным избирательным комиссиям.)
Как сообщил министр, решение выдвигать кандидатуру “в акимы” теперь будут принимать не сами претенденты, а исключительно партии. В Минюсте, прописывая подобную норму, рассчитывают на расширение и развитие политических партий и их роли. А заодно - ответственности. Мол, теперь партия будет “ответственна за выдвижение кандидатур”. Но уточняют, что партия только выдвинет, а голосовать будут непосредственно граждане во время прямых выборов акимов города районного значения, села, поселка, сельского округа. “Акима будет избирать местное население на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года”, - заявил Бекетаев. (Сейчас сельских акимов избирает на должность маслихат района. Голосуют депутаты районных маслихатов на альтернативной основе, выбирая из кандидатур, представленных акимом района/города областного значения после консультаций с местным сообществом. Консультации с местным сообществом проходят в форме личных встреч акима района с населением.) Депутатам идея совмещения прямых выборов с партийным выдвижением понравилась. “О чем говорит ситуация с отказом от самовыдвижения? Она говорит о том, что на смену одиночкам, отдельным людям приходит системная, планомерная, упорная большая организационная работа. Время дон кихотов, эмоциональных посылов потихоньку сменяется временем крупных политических объединений и поступательной преемственной большой работой”, - заявил глава парламентской фракции “Ак жол”. Столь же горячую поддержку у депутатов получила и партийная система избрания депутатов в маслихаты. Как пояснил депутат Абиманат Бектурганов, чтобы попасть в маслихат, для политических партий установили семипроцентный порог. А Бекетаев добавил, что “семипроцентный уровень дает возможность для определения авторитетных политических партий. К примеру, в Турции этот показатель 10 процентов, в Румынии и Польше - больше восьми процентов”. Впрочем, ни парламентарии, ни правительство не пояснили, что будут делать на местах, если в каком-нибудь ауле, готовящемся к выборам, вдруг не обнаружится члена какой-либо партии. Или на всю деревню найдется такой один на остальное беспартийное население. Ведь в этом случае только он сможет баллотироваться и (при отсутствии альтернативы) победить, потому как графы “против всех” в сельских бюллетенях тоже не предусмотрено. Успеют ли партии до 2021 года (когда пройдут следующие выборы акимов) зафиксироваться в каждом мелком населенном пункте страны?
Астана |