Алла Иванилова На минувшей неделе мажилис одобрил в первом чтении законодательные поправки по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий. Этот законопроект, который разработали по поручению главы государства, по словам чиновников, позволит обеспечить население качественными, эффективными и безопасными лекарствами и главное - по доступным ценам
Сегодня в Казахстане регулируют цены только на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. То есть государство устанавливает предельную стоимость, выше которой закупать нельзя. Остальной объем медикаментов, который находится в свободном доступе и продается в аптеках, никак не регулируют. Отсюда расхождение в ценах. Порой стоимость одного и того же медпрепарата в двух разных аптеках, находящихся на одной улице, разнится в разы. Наценка в оптовом звене колеблется от 7 до 50 процентов в зависимости от стоимости лекарства, а в розничном сегменте - от 30 процентов на дорогие и до 300 процентов на дешевые препараты. Как правило, сезонность и высокий спрос имеют значительное влияние на формирование цены. Так, мониторинг цен, проведенный Министерством здравоохранения в розничных аптеках Алматы и Астаны, показал, что разница в стоимости аналогичного наименования в разных аптеках может составлять более 100 процентов. К примеру, минимальная цена препарата “Кеторол” составляет 230 тенге, а максимальная - 500. Чтобы устранить такие “перекосы” и сделать лекарства экономически доступными для населения, власти намерены внедрить механизмы регулирования всех цен при оптовой и розничной реализации. Для этого изучили международный опыт по регулированию цен на лекарственные средства в странах ОЭСР и ЕАЭС, который показал, что это должно происходить как на стадии производства, так и на уровне дистрибьюторов и аптек. По словам главы Минздрава Елжана Биртанова, установление предельной цены с учетом оптовых и розничных наценок, выше которой продавать нельзя, позволит в последующем перейти на используемый в большинстве стран Европы механизм возмещения за лекарственное средство и уйти от процедур закупа лекарств. К слову, в странах ЕАЭС ценовое регулирование на лекарства установлено на законодательном уровне в России и Республике Беларусь. На практике предлагаемый чиновниками механизм выглядит следующим образом: всю информацию о предельных оптовых и розничных ценах разместят на интернет-ресурсах Министерства здравоохранения, а также в Государственном реестре зарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий. Также планируют внедрить обратную связь от населения с предоставлением фактов о завышении цен. С этой целью разрабатывают мобильное приложение, позволяющее получать информацию о ценах на лекарственные средства. Все эти новшества и вошли в законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий”. Документ предусматривает реформирование законодательной и нормативной правовой базы для рационального использования лекарственных средств и совершенствования системы планирования, закупа лекарственных средств и медицинских изделий. В целом вносят поправки в 14 законодательных актов, в том числе Налоговый, Уголовный, Предпринимательский кодексы, кодексы о здоровье народа и системе здравоохранения, об административных правонарушениях. В целях исключения лоббирования интересов фармацевтических компаний и предоставления достоверной информации о лекарствах Минздрав предусмотрел внедрение норм по рациональному выбору и их этическому продвижению. Для совершенствования системы планирования и перехода на электронные закупки, согласно поручению главы государства, законопроект предусматривает переход на электронные закупки лекарств с использованием портала закупок Минфина. После одобрения в первом чтении законопроект по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий передали в профильный комитет мажилиса для подготовки ко второму чтению. По словам спикера палаты Нурлана Нигматулина, “первостепенная задача - чтобы после введения в действие этого закона люди почувствовали не только выровненную ценовую линейку, но в отдельных случаях и снижение цен. И все это при сохранении абсолютного качества фармацевтической продукции”. Поэтому рабочей группе совместно с разработчиками необходимо подготовить ко второму чтению законопроект так, чтобы принятый закон обеспечивал как учет интересов участников лекарственного рынка, так и самое главное - соблюдение прав граждан на лекарственное обеспечение.

В целом сегодня в мире применяют четыре системы ценообразования на лекарственные препараты. Одна из них - система внешнего референтного ценообразования, которую выбрали для Казахстана, - основывается на сравнении стоимости одного и того же препарата в разных странах. Итак, каким образом государство намерено регулировать цены на лекарства? Каждого производителя обяжут регистрировать стоимость производимых лекарств на условиях “франко завод”, что будет являться одним из главных пунктов поставки, в соответствии с которым должны указывать цену лекарства на территории завода. За достоверность информации несет ответственность производитель. После утверждается зарегистрированная цена, в которую помимо цены “франко завод” входят затраты на доставку товара, таможенное оформление, оценку безопасности и качества, а также маркетинговые расходы в случае, если производитель имеет в Казахстане отдельное юридическое лицо. Таким образом, весь процесс ценообразования - от завода-изготовителя до складов поставщика в Казахстане - будут регистрировать. После определения зарегистрированной цены Министерство здравоохранения будет утверждать предельную оптовую цену и максимальную цену на лекарство в рознице. В целях сохранения духа конкуренции на рынке государство позволит дистрибьютору или аптеке с учетом предельных цен предлагать свои цены уже со скидкой. Однако эта система не позволит производителям и дистрибьюторам в случае дефицита того или иного наименования лекарства безосновательно завышать цену и получать сверхдоход.
Астана
|