|
Ольга Шишанова Из Астаны стартовала экспедиция Казахстанского национального географического общества Qazaq Geography к Аральскому морю. Планируется, что участники экспедиции, в состав которой вошли не только ученые, но и журналисты, и фотографы, за три недели помимо сбора данных о современном состоянии местной экосистемы еще составят карту туристических маршрутов по зоне Аральской катастрофы
По словам организаторов, это будет уже третья экспедиция Qazaq Geography на Аральское море, которая должна помочь исследовать возможности устойчивого развития региона, его не только экономический, но и туристический потенциал. Особенно в свете того, что большинство людей оттуда так и не уехали, до сих пор надеясь на возрождение хотя бы Малого Арала, несмотря на то, что прошло более полувека с момента серьезного усыхания четвертого по площади озера планеты. Но когда в 2016 году команда ученых Назарбаев Университета в составе экспедиции Казахстанского национального географического общества изучала гидробиологическое состояние воды в нескольких частях Северного Арала, они зафиксировали тенденцию к снижению его средней солености. А значит, по предварительному выводу можно сказать о том, что экологическая ситуация в Северном Арале хотя худо-бедно, но имеет тенденцию к улучшению. Но пока, как сообщил руководитель историко-географического общества “Авалон” Виталий Шуптар, можно было бы в целях развития региона начать развивать туристический кластер, поскольку “наибольший интерес в Аральском регионе для европейских и американских туристов представляет кладбище кораблей на территории бывшего порта, ради которого они преодолевают большие расстояния на джипах, мотоциклах, велосипедах и пешком”. “Главный пласт истории, который интересен путешественникам по Приаралью, - советский период. Это именно то время, когда произошла экологическая катастрофа и оставила такие, по-своему фотогеничные объекты - ржавые остовы судов. Ради них люди согласны преодолевать тысячи километров”, - подчеркивает историк, отмечая также, что “развитие трансграничного туризма важно для любой центральноазиатской страны, поскольку обычно туристы посещают страны Центральной Азии кластером”. Напомним, до 1960-х годов в Арале водилось много рыбы, на его берегах работали порты и заводы, людей трудоустраивали, в городках и городах кипела жизнь. Но примерно с этого времени море начало высыхать, хотя в Муйнаке люди очень надеялись вернуть его, роя каналы и строя дамбы. Все оказалось бесполезным - если в 1990-х годах море находилось (с учетом предыдущих высыханий) от Муйнака примерно в 45 километрах, то в начале 2000-х это расстояние превысило отметку в сотню километров.
Порт превратился в кладбище кораблей. Сегодня от Муйнака до Аральского моря уже более 200 километров. Любопытно, что в течение 110 лет наблюдений - с 1850 по 1960-е годы - колебания водности Арала не превышали трех метров, происходя лишь по природным причинам. То есть за все это время живущие там даже не слышали об экологических катастрофах. Беда пришла позже, когда СССР понадобился хлопок, и воды Амударьи в буквальном смысле “растащили” на каналы для орошения, вода перестала доходить до устья, и море практически сразу обмелело. В конце 1980-х море оказалось разделенным на две части. Бывшую северную часть стали называть Малым морем (которое географически принадлежало территории Казахстана), южную - Большим (территория Узбекистана). Потом Большое море разделилось на Западное и Восточное, а остров Возрождения, где ранее находился советский полигон по испытанию бактериологического оружия, стал полуостровом, потом и вовсе - сушей, с которой ветер по сию пору разносит пыль от прошлых взрывов. Впрочем, есть и другая трактовка произошедшего. Согласно более объемным исследованиям, за 10 тысяч лет Арал менял свои границы всего (!) девять раз. Кстати, по одной из гипотез, во время таких изменений Арал оказывался настолько полноводным, что его воды соединялись с Каспийским морем. То есть озеро периодически сжималось и снова разливалось. По данным современных исследований, сегодня на дне отступившего моря находят пусть и немногочисленные, но все же свидетельства этих колебаний. Отсюда можно сделать, правда, осторожный вывод, что нынешнее обмеление моря - это лишь очередной этап, а хлопковые каналы просто ускорили процесс сжимания Аральского моря, и поэтому, может быть, даже стоит ждать его возращения. По мнению ученых, даже если это и произойдет, то точно не в этом веке. Впрочем, даже обмелевшее озеро способно дать местным жителям работу - пусть и не рыболовство, а обслуживание туристов. И чтобы выяснить, насколько актуальны эти идеи, на протяжении 20 дней экспедиция должна будет преодолеть почти семь тысяч километров по территориям двух стран - Казахстана и Узбекистана - по маршруту: Астана - Караганда - Балхаш - Шу - Тараз - Шымкент - Ташкент - Самарканд - Бухара - Ургенч - Нукус - Муйнак - Аральское море - Бейнеу - Бозой - Аральское море - Аральск - Кызылорда - Жезказган - Караганда - Астана.
Астана |