Алла Иванилова Активная цифровизация всех сфер жизнедеятельности, несомненно, несет немало плюсов. Однако порой это наоборот усложняет работу. Подобная ситуация наблюдается в образовании после внедрения системы Kundelik.kz. Инвестору она позволяет заработать до 10 миллиардов тенге в год, вот только деньги эти родительские
Сегодня в казахстанских школах действует единая система электронных журналов и дневников Kundelik.kz Министерство образования и науки призывает подключаться к этому “ноу-хау”, прототипом которого стала аналогичная российская версия “Дневник”. Стоимость казахстанского проекта, который финансировали только за счет инвесторов, составила более 30 миллиардов тенге. Это единая сеть взаимодействия учителей, родителей и учеников. Процесс регистрации несложен - школа выдает логин каждому ребенку и одному из его родителей, а также временные пароли. После первого входа пароль нужно поменять на постоянный. Став полноценными участниками системы, родители получают доступ в режиме реального времени к любой учебной информации: изменению в расписании, текущим и итоговым достижениям ребенка. Ежедневные оповещения о ходе учебного процесса и всех важных событиях школьной жизни поступают на e-mail. Здесь можно просмотреть оценки детей, рейтинг в классе, домашние занятия, вести переписку с другими родителями, учителями и администрацией школы. Чиновники в добровольно-принудительном порядке внедряют новую систему онлайн-дневника в школах. “Если вы как родитель не хотите регистрироваться, не регистрируйтесь”, - говорят в ведомстве и при этом в качестве доводов “за” приводят массу плюсов этой системы. Так, помимо того что можно отслеживать оценки своего ребенка и заданные уроки, планируется внедрить опцию, которая позволит видеть, сколько времени потребуется на выполнение того или иного домашнего задания. Те родители, которые уже стали активными пользователями системы, обнаружили ее “подводные камни”. Общая информация предоставляется бесплатно - оценки за день, четверть, год, домашние задания, расписание. При этом обещанная опция - рейтинг ученика в классе - не бесплатная. Можно пользоваться безвозмездно ее демоверсией 30 дней, но потом надо платить. Получается, инвестор в лице ТОО “Кљнделік” таким образом может заработать от 4,8 до 9,8 миллиарда тенге в год. (Учитывая, что месячная стоимость приложения - 475 тенге, а разовая плата за год - 2100 тенге со скидкой в 63 процента. 475 тенге умножить на девять месяцев (продолжительность учебного года) и на 2,3 миллиона учеников, в итоге получается 9,8 миллиарда тенге за учебный год. Если же по 2100 тенге, то 4,8 миллиарда тенге.)
В таком случае родителям, конечно же, выгодны бумажные дневники, которые в скором времени могут исчезнуть из жизни школьников. Тем более что недавно Министерство образования и науки заявило о том, что в школах с доступом к широкополосному интернету станут заполнять только электронные журналы и дневники. И вот здесь возникает немало коллизий. Во-первых, беспокойство вызывает недостаточность юридической основы, которая приравнивает электронный журнал к бумажному. Классный журнал - это государственный документ строгой отчетности, который должен храниться в архиве учреждения пять лет, а сводные ведомости всех журналов - еще 25 лет. Оценки, выставленные в классном журнале, являются основанием для восстановления утерянных документов и реализации государственной услуги по выдаче дубликатов документов об образовании. При этом хранение электронных журналов требует системы резервного копирования. Сейчас в школах страны таких условий нет. Нет также инструкций и правил их хранения. А распечатка электронных версий в конце каждой четверти несет определенные затраты, бюджетные средства на которые в школах не предусмотрены. Абсурдным в вопросе внедрения Kundelik.kz педагоги называют и мониторинг посещаемости сайта. На его основе составляется негласный рейтинг учреждений образования регионов по активности пользователей. Поэтому учителям приходится собирать логины и пароли родителей и самим ежедневно заходить на странички от их имени. Более того, зачастую в школах интернет подключен только в одном кабинете, где после уроков учитель еще тратит два-три часа на электронный журнал, внося оценки и задания. Некоторые за свой счет приобретают роутер. В противном случае рискуют подвергнуться нареканиям со стороны администрации школы. В идеале новая система должна была снизить нагрузку, но на практике педагогам за ту же самую заработную плату классного руководителя приходится выполнять двойную работу: заполнять несколько видов журналов, заходить в систему от имени детей и родителей, имитируя высокую посещаемость сайта.
Астана |